В Литве к пожизненному заключению приговорен бывший советский омоновец

Литва: "шемякин суд" над русским омоновцем

В Литве суд вынес приговор по делу о нападении на самодельный таможенный пост 20-летней давности. Бывший советский омоновец Константин Михайлов признан виновным в убийстве литовских таможенников и полицейских и приговорен к пожизненному заключению и выплате компенсации почти в миллион долларов.

Трагедия на таможенном посту близ литовского местечка Мядининкай разыгралась в ночь с 30 на 31 июля 1991 года. К этому времени Верховный совет Литвы провозгласил независимость от СССР, и в соответствии с его распоряжением граница с Белорусской ССР была оборудована таможенными и пограничными постами. Однако международного признания к тому моменту литовцы не добились и, следовательно, права возводить посты не имели никакого.

Что же в действительности произошло в ту трагическую ночь — остается загадкой. Согласно литовской версии, это было вооруженное нападение сотрудников рижского и вильнюсского ОМОНа на их таможенный пункт. Сотрудник рижского отряда милиции Михайлов, действуя в составе группы, организованной командиром рижского ОМОНа Чеславом Млынником, застрелил семерых литовских таможенников и полицейских. Один остался в живых.

Читайте также: Кто ответит за вильнюсский погром 91-го?

Литовские прокуроры считают, что советские омоновцы представляли собой "преступную группу". Мол, Млынник выбрал для совершения тяжкого преступления своих подчиненных Михайлова, а также Александра Рыжкова и Андрея Лактионова. Те незаконно загнали литовских правоохранителей в вагончики, а затем хладнокровно расстреляли их из не установленных следствием видов оружия.

Так ли это было — не понятно. Сам Михайлов категорически отрицал свою причастность к событиям в Мядининкае. Вопросы вызывает и то обстоятельство, что приказ о расстреле КПП отдал командир рижского (не вильнюсского) ОМОНа Чеслав Млынник. Как он мог заниматься чем-то на не подотчетной ему территории? Ликвидация подобного рода КПП — прерогатива союзного руководства. Была ли директива из Москвы — до сих пор не известно.

Было еще одно обстоятельство. Единственный выживший, литовский таможенник Томас Шярнас, не опознал в Михайлове участника нападения. Кроме того, он четко показал, что те, кто расстреливал его товарищей, говорили по-литовски. Только вот никто из рижских омоновцев не мог знать литовского языка. В русскоязычных блогах в связи с этим возникла версия, что эта была провокация литовских националистов для очернения СССР в целом и омоновцев в частности.

Уже в независимой Литве "дело о расстреле в Мядининкае" стало делом государственной важности. В 2007 году суд вынес заочный приговор всем подозреваемым. Литовские правоохранители сделали в Россию запрос о выдаче Млынника, Рыжкова и Лактионова, но получили отказ. Михайлову не повезло — он был гражданином Латвии и жил в Риге. Латвийские власти без промедления выдали своего гражданина южным соседям.

Сам Михайлов, уже сидя в литовской тюрьме, неоднократно указывал, что власти давили на суд. Собственно говоря, сказанные два года назад президентом Далей Грибаускайте слова иначе и не оценишь. "Дело Мядининкая не закончено, пока на свободе подозреваемые. Благодаря работникам правоохранительных органов приговора суда ждет бывший омоновец Константин Михайлов. Другие подозреваемые пока недосягаемы. Мы должны сделать все, чтобы справедливость восторжествовала", — сказала президент.

В общем, политическая подоплека дела о событиях 20-летней давности очевидна. Достаточно сказать о том, что само появление литовского таможенного поста было самоуправством. Союзные органы власти имели полное основание отдать приказ о его ликвидации, ибо на тот момент Литва все еще юридически была частью СССР. Литовские власти, вынося приговор, пытаются доказать обратное, но независимость их страны международное сообщество признало лишь осенью 1991-го. Но почему-то бывшие руководители СССР молчат.

То же самое касается и событий в Вильнюсе января 1991 года. Силовиков, штурмовавших защищаемый сторонниками независимости Литвы телецентр, власти прибалтийской страны пытаются обвинить в нападении на Литву и "геноциде". Но и тут не было никакого истребления по национальному признаку, да и действовали советские правоохранители на своей территории. Следовательно, не могло быть нападения на Литву, ибо она являлась частью СССР.

Очередной скандальный вердикт литовского правосудия прокомментировал в интервью "Правде.Ру"заведующий сектором стран Балтии Института стран СНГ и Балтии Михаил Александров:

"Что касается вынесенного приговора, то он вписывается в общую линию Литвы по нагнетанию антироссийских настроений. Тем самым правящие круги пытаются поддержать свое пошатнувшееся реноме.

Cитуация в стране безрадостная. Экономический кризис преодолеть не удалось, и в таких условиях власти обращаются к испытанному способу — переводу протестных настроений на внешнего врага. И вынесенный приговор бывшему омоновцу следует рассматривать именно в этом ключе, наряду с попытками уравнять нацизм и коммунизм, осудить "преступления Советской власти" и т.д.

Что касается вины этого отдельно взятого человека, обвиненного в убийстве нескольких человек, то литовская сторона не смогла представить убедительных доказательств. Что, впрочем, и не требовалось, поскольку его требовалось просто посадить. Однако нельзя не удивиться тому, что ему дали такое чудовищное наказание.

Причем даже если допустить то, что он действительно виноват, возникает вопрос: почему те, чьи приказы выполнили вильнюсские омоновцы, получают нобелевские премии мира, преспокойно разъезжают по Западу, встречаются с сильными мира сего и у руководства прибалтийских стран не возникает к ним никаких вопросов? Ну посудите сами: могли ли милицейские стрелочники пойти на столь громкий расстрел без санкции союзного руководства? Массовый расстрел в Мядининкае мог санкционировать в тех условиях только Кремль.

Теперь о другом. Россия проглотила этот приговор, как проглотила еще много чего. Мы начали со сдачи бывшего руководителя ГДР Эриха Хонеккера, теперь наблюдаем сдачу своего союзника Ливии. Исходя из такой логики, что для нас значит какой-то маленький человек, пусть он и русский по национальности? С позиции властей, защищать его незачем, ибо он не гражданин России. Хотя Израиль защищает евреев, где бы они ни находились, и равным образом США защищают американцев. А мы стыдливо не замечаем того, что происходит с русскими во всех бывших республиках СССР.

Заметьте, даже термин выдумали, "русскоязычные"! Просто неким силам это очень невыгодно. Дело в том, что это может крайне отрицательно сказаться на бизнесе в этих странах. Возьмите ту же Эстонию. В СМИ уже не раз мелькали сообщения о том, что кое-кто из представителей наших властей делает там деньги вместе с палачами защитников "Бронзового солдата". Станешь защищать русских — испортишь отношения с местной элитой. То же самое и с Литвой.

На этом фоне особенно удивительно выглядит позиция руководства Комитета Госдумы по делам СНГ. Его глава Алексей Островский вместо того, чтобы активно отстаивать позицию России в той же Прибалтике, вступает в конфликт со своим замом Константином Затулиным, указывая ему на то, что по отношению к прибалтийским государствам следует указывать "страны Балтии", а не "Прибалтики".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить