Египетские христиане не имеют будущего

Христиане Египта лишаются будущего

События 7 мая наглядно показали, что будущее египетских коптов-христиан под вопросом. В этот день в каирском районе Имбаба произошли массовые беспорядки, в которых погибли не менее 12 человек, свыше 230 получили ранения.

По версии коптов, толпа радикально настроенных мусульман-арабов попыталась силой забрать у них ранее похищенную жену священника, которую якобы силой заставили принять ислам и выйти замуж за мусульманина.

В свою очередь, у мусульман есть своя версия, согласно которой 25-летняя Абир Таляат Хамза в октябре 2010 года бросила своего мужа-христианина, сбежала из коптской семьи и добровольно перешла в другую веру. Однако ее якобы похитили родители, которые насильно удерживали ее в своем доме.

Как бы там ни было, эти разные версии сходятся в том, что девушка в любом случае оказалась дома, добровольно или принудительно. А дальше муж-мусульманин обратился к исламистам с просьбой об "освобождении" его жены, "насильно удерживаемой христианами в церкви Мари-Мина". Вооруженные огнестрельным оружием салафиты собрались возле церкви и потребовали "выдачи мусульманки". Копты отказались, и исламисты пошли на штурм, который, по сути, превратился в локальное боестолкновение, поскольку оружие применяли и та и другая сторона.

В дело вмешалась армия, которая не без труда остановила кровопролитие. К этому времени, по информации местных источников, нападавшие успели сжечь две церкви. По информации самих коптов, как минимум пять христиан были убиты агрессивно настроенной толпой уже внутри храмов.

Высший совет вооруженных сил Египта (ВСВСЕ) сообщил о задержании более 230 участников столкновения, в том числе и молодого араба-мусульманина, называвшего себя "мужем" той самой коптки, из-за которой разгорелся сыр-бор.

В своем заявлении ВСВСЕ заверил: "Задержанные предстанут перед военным трибуналом. Мы не можем позволить, чтобы кто-то шутил с идеалами нашего народа. Мы призываем всех жителей страны — революционную молодежь, мусульманских и христианских священнослужителей сомкнуть ряды, чтобы противостоять силам зла".

Впрочем, ситуация в стране сейчас сохраняется напряженная. Не случайно премьер-министр Египта Исам Шараф отложил свою поездку по странам Персидского залива и встречи с представителями правящих династий, на которых он рассчитывал получить солидную денежную помощь для восстановления экономики.

Фото: AP

В Каире крупные силы армии и полиции отгоняют салафистов от церквей, стреляя в воздух. А у каирской резиденции коптского патриарха собралась толпа исламистов, требующих "освободить еще двух добровольно перешедших в ислам женщин". В случае невыполнения этих требований салафиты угрожают коптам продолжением нападений.

Напомним, что это нападение лишь продолжило бесконечную череду атак исламистов на египетских христиан. Похищения христианских девушек, поджоги и взрывы коптских церквей уже давно стали повседневностью Египта. Есть ли при таком раскладе будущее у христианской общины этой страны? На этот и другие вопросы в интервью "Правде.Ру" ответилпрезидент Института Ближнего Востока Евгений Сатановский:

— То, что мы наблюдаем сегодня в Египте, — это начало конца христианской общины этой страны. Как и по всему Ближнему Востоку, египетские христиане не имеют будущего. Ситуация развивается по иракскому сценарию. Если при Саддаме Хусейне христиане были заметной в Ираке силой, то теперь, с его свержением, они, после бесконечных нападений, по сути, прекратили свое существование.

Что касается нынешней ситуации, то теперь, после свержения Мубарака, она крайне напряженная как никогда. Христианская община страны находится под тяжелейшим давлением. Не случайно, многие египетские копты вообще предпочитают не выделяться из общей толпы и не привлекать к себе внимание.

— Но ведь положение коптов в Египте было тяжелым и до падения Мубарака?

— Да, резкое изменение в их положении мы видим в 1950-е годы, после свержения короля и прихода Насера. Примечательно, что копты сами сыграли немалую роль в его приходе к власти, поддерживая идеи арабского национализма. Но им довелось испытать на своей шкуре все прелести насеризма и, в том числе, конфискацию собственности. А все остальные так или иначе продолжали эту политику давления на коптов. Взять, к примеру, наложенные на них запрещения не только возводить новые храмы, но и ремонтировать уже имеющиеся! А новые власти страны под давлением исламистов, как минимум, будут продолжать прежнюю традицию подавления и выдавливания христиан.

Читайте также: Грозные перспективы революции в Египте

— Чем объяснить то, что конфликты между мусульманами и христианами в Египте нередко связаны с похищением девушек?

— Ничего удивительного в этом нет. В Египте это стало традицией. Такой же традицией, как получение в той же Средней Азии калыма за невесту или насильственное сожжение вдов в Туркмении, которое было изжито лишь к закату Советской власти. Ведь похищение невесты из числа немусульман решает для малоимущей арабо-мусульманской молодежи денежную проблему, которая зачастую не позволяет ей создать традиционную семью. Тратиться на свадьбу при такой ситуации необязательно. Однако это скорее вторично, поскольку одними только материальными моментами невозможно объяснить происходящее.  

Но главное в том, что похищение христианской девушки - это в некоторых странах стало этаким элементом удальства. Благо за это практически никогда никакой ответственности не наступает. К тому же, как я уже говорил выше, власти традиционно сами дают повод так относиться к христианам. Они снисходительно относятся к такого рода преступлениям, тем самым поощряя радикалов на дальнейшие действия. Да чего похищения отдельно взятых девушек, если новые революционные власти отпустили на свободу 20 участников недавнего взрыва коптского храма! Ситуация говорит сама за себя.

— То есть, ситуация для коптов будет только ухудшаться?

— Как и для христиан в целом по странам Ближнего Востока. Не случайно, их процент здесь неуклонно и стремительно сокращается. Если на начало ХХ века их доля по всем арабо-мусульманским странам составляла 30 процентов, то теперь в лучшем случае их наберется процентов пять.

Так, если в Сирии прежде их было 40 процентов, то теперь — десять. Еще более показателен пример Палестины. В таких городах, как Рамалла, Вифлеем и т.д., численность христиан еще совсем недавно превышала 90 процентов от населения. Теперь же их не наберется и 15 процентов.

Дело в том, что с демократизацией, которую в арабских странах понимают как право большинства убивать меньшинство, попутно идет процесс дехристианизации. И разумеется, все это происходит под лозунги: "Все мы — братья". Вот только практика сильно противоречит теории.

И чем дальше, тем положение будет только ухудшаться. Экономические проблемы в том же Египте нарастают, как снежный ком. Демографическую проблему, сыгравшую далеко не последнюю роль в падении Мубарака, никто не снимал с повестки дня. Ситуация усугубляется спорами за воды Нила. После того как ряд африканских стран пустит свои гидротехнические сооружения выше по течению, воды для Египта просто не хватит. В этих условиях радикализм будет подниматься, как на дрожжах. Ясно одно, что в ближайшие десять лет нас ожидает большой египетский взрыв. В этой обстановке христианам просто не остается места.

— Каково будущее египетских коптов?

— Чтобы представить себе масштаб ожидаемой трагедии, следует привести данные по их численности. По меньшей мере коптов в Египте десять процентов населения, а это уже почти восемь миллионов человек. Есть и другие цифры, которые называют они сами, — 13 или даже 14 процентов населения. А это минимум десять миллионов человек. Так что решаться этот вопрос будет довольно громко. Как показывает практика, большинство местных христиан не намерено подчиняться исламистам. Но и выстоять в схватке с ними у них нет шанса хотя бы потому, что их гораздо меньше. По сути, им остается одно: распылиться по странам Запада, Европы, США, Латинской Америки.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *