К власти приходят партии, выступающие за выход своих стран из ЕС

Европа: Победное шествие противников ЕС

1 мая отмечается седьмая годовщина крупнейшего расширения Евросоюза. В 2004 году ряды ЕС пополнили сразу десять государств. Между тем, сегодня эта организация находится в серьезном кризисе. Лишнее свидетельство того — последние успехи в Западной, Центральной и Северной Европе партий, выступающих за выход своих стран из Евросоюза или, по крайней мере, за уменьшение роли "общеевропейского центра".

Последний раз подобные новости пришли 17 апреля из Финляндии. Там третье место на выборах с 19 процентами голосов заняла партия "Истинные финны". Ее лидер Тимо Сойни громогласно провозгласил: "Там, где ЕС, там и проблемы". Например, проблема спасения попавших в долговую яму Греции и Португалии, что во многом ложится бременем на других участниц зоны евро — в том числе и Финляндии.

"Мы работаем в поте лица в тяжелых климатических условиях, многие — в полярной ночи. А эти люди (греки и португальцы. — Ред.) танцуют и пьют вино на наши деньги. Если у них нет работы — пусть едут к нам рубить лес", — подчеркнул Сойни. Сказано достаточно жестко, но где-то справедливо. Тот же Евросоюз палец о палец не ударил, чтобы найти грекам, португальцам, ирландцам временную работу в той же Финляндии, а не давать их государствам почти десятимиллиардные кредиты.

Читайте также: Тунис толкает Францию к подрыву "шенгена"

Свои страсти по поводу Евросоюза кипят и во Франции. В начале года лидер ультраправого "Национального фронта" Марин Ле Пен призвала к глубокому размышлению на тему "Конец Европейскому сообществу". По ее словам, пришло время составить список международных соглашений, из которых стране пора бы выйти. Среди них — валютный союз и Шенгенские соглашения. То есть, отказ от двух столпов ЕС — зоны евро и единого визового пространства.

"Если через некоторое время эти переговоры о пересмотре международных соглашений не были бы успешно закончены, мы бы приступили к изучению соглашений, которые нам кажутся наиболее проблематичными, которые ущемляют наши интересы, нашу свободу. Надо срочно прекратить Шенгенское пространство", — подчеркнула Ле Пен, добавив, что лично она против свободного перемещения по ЕС людей, товаров, капиталов и услуг.

Следующий пассаж ее речи наверняка понравится России. "Я думаю, что Франция крайне заинтересована в том, чтобы повернуться к Европе, к большой Европе, а именно работать в партнерстве с Россией", — сказала она. По ее словам, в этом есть "очевидные цивилизационные, геополитические причины" и "польза для нашей энергетической независимости": "это одно из стратегических направлений, которые надо разрабатывать".

Фото: AP

Надо сказать, что популярность лидера "Национального фронта" растет. Согласно опросу, проведенному в начале марта, за Марин Ле Пен готовы голосовать 23 процента французов — и она оказывается потенциальной победительницей первого тура выборов главы государства. На состоявшихся в конце марта муниципальных выборах ультраправые набрали 12 процентов голосов, но их кандидаты присутствовали лишь в 400 из 1566 округов. В общенациональном масштабе цифра могла бы выйти запредельной — 35 процентов.

Еще одна "проблемная зона" Евросоюза — Австрия. В 1999 году Европу шокировал успех получившей 27 процентов на выборах и вошедшей в правительство ультраправой Партии свободы во главе с ныне покойным Йоргом Хайдером. В свое время она выступала против присоединения своей страны к ЕС, затем протестовала против расширения организации за счет бывших соцстран. Организация не стеснялась заниматься сбором подписей за выход Австрии из Евросоюза.

В 2005 году партия раскололась, но ни о каком закате говорить не приходится. На выборах 2008 года новое детище Хайдера "Союз за будущее Австрии" получило 11 процентов голосов, а организация, сохранившая название "Партия свободы", — 18. Спустя два года новый лидер "свободных" Хайнц-Кристиан Штрахе привел партию к новому успеху — 27 процентов на муниципальных выборах в считающейся оплотом левых Вене.

"Термин "Европа" нельзя сводить к Евросоюзу. Европа — это разнообразие народов и этнических групп… ЕС — только часть европейской реальности. Он не должен представлять собой нетолько единое государство, но и конфедерацию", — говорится в принятой год назад программе австрийских "свободных". Если учесть, что обычно результаты партии в Вене ниже, чем в целом по Австрии, "Партия свободы" на выборах следующего года может победить с результатом процентов в тридцать пять.

Критические стрелы в адрес Евросоюза постоянно выпускает прославившийся своим антиисламским фильмом "Фитна" голландский политик Герт Вилдерс. Для него ЕС — организация, ничего не делающая для того, чтобы остановить исламскую угрозу. Насколько он преувеличивает ее степень — в данном случае не столь важно. Важно то, что к "антибрюссельским лозунгам" возглавляемой Вилдерсом Партии свободы на выборах июня 2010 года прислушались 16 процентов избирателей Голландии.

Фото: AP

Свой "ужасный для ЕС человек" есть и в Италии. Глава МВД страны, один из лидеров партии "Лига севера" Роберто Марони как-то выступил если не за отказ от евро, то уж точно — за параллельное хождение в стране как евро, так и почившей в бозе лиры. А недавно он и вовсе выразил недовольство тем, что Евросоюз не помогает егостране бороться с беженцами из Северной Африки, и поставил вопрос ребром.

"Италия осталась одна, и она будет продолжать заниматься тем, чем она должна заниматься. Я спрашиваю себя, есть ли смысл для Италии оставаться в ЕС? Когда нужно было, мы выражали свою солидарность Греции, Ирландии и Португалии. Но нам, когда мы оказались в чрезвычайной ситуации, было ясно сказано: дорогая Италия, это твои собственные дела", — не сдержался Марони.

На выборах в Европарламент два года назад "Лига севера" получила несколько более десяти процентов голосов. Однако в развитых северных областях Венето и Ломбардия "северяне" получили более 20 процентов. Выходит, что Евросоюз нужен больше жителям бедного юга Италии — благо, они получают дотации и из Рима, и из Брюсселя. А вот в богатом Милане ЕС опостылел многим…

В Великобритании в прошлом году победила Консервативная партия. Ее лидер и нынешний премьер Дэвид Кэмерон давал понять, что будь он в 2008 году у власти, то ни за что бы не подписал основополагающий документ Евросоюза — Лиссабонский договор. Собственно говоря, и более проевропейски настроенные лейбористы тоже не пошли на такую вещь, как введение евро и присоединение к Шенгенским соглашениям. Народ не поймет.

В соседней Ирландии народ дважды голосовал против вступления в силу важнейших документов ЕС. В 2001 году это был Ниццский договор, увеличивающий компетенцию общеевропейских органов власти. В 2008-м ирландцы отвергли Лиссабонский договор, и только встретившись лицом к лицу с призраком дефолта и испытывая нужду в кредитах от ЕС, в 2009-м на повторном ирландском референдуме договор был принят.

Дания до сих пор не полностью присоединилась к Шенгенской зоне и не входит в еврозону. Местные политики каждый раз указывают на результаты опросов, согласно которым датчане не желают поступаться независимостью ради Брюсселя. Со своей стороны, власти Швеции, ссылаясь на некоторые особенности экономики, также отказываются вводить евро. Хотя шведов в еврозоне приняли бы с распростертыми объятьями.

Наконец, Норвегия. На референдумах 1972-го и 1994 года ее население дважды голосовало против присоединения к Евросоюзу. Нынешний премьер Йенс Столтенберг одно время обещал третью попытку, но она так объявлена и не была. Чему удивляться не приходится — большинство норвежских партий не желают видеть страну в составе Евросоюза. Северянам не очень-то хочется помогать своими средствами Португалии, Польше или Румынии.

В общем, недовольство поведением Евросоюза в развитых странах Западной, Центральной, Северной и Южной Европы становится все очевиднее. Никем не избираемая Еврокомиссия навязывает свою волю отдельным странам, не будучи в состоянии справиться ни с кризисом, ни с наплывом нелегалов из стран Азии и Африки, ни со спасением отдельных государств от экономического краха.

И с каждыми новыми выборами в каждой новой стране это становится все очевиднее. ЕС находится в кризисе. И если Еврокомиссия не сделает выводов, "единый и неделимый" может просто затрещать по швам.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить