Версии взрыва в Минске

Взрыв в Минске: след может вести за границу

Сегодня в Минске объявлен день траура по погибшим в результате совершенного два дня назад теракта. И сегодня же заместитель генерального прокурора Белоруссии Андрей Швед рассказал о том, что удалось задержать двух подозреваемых в совершении преступления.

"Это два человека, с ними проводятся следственные действия, проведены первые допросы с участием адвокатов и получены первые показания", — сказал замгенпрокурора. По его словам, следствие проверяет причастность подозреваемых к взрыву во время празднования Дня независимости в Минске 3 июля 2008 года, а также к взрыву в Витебске, прогремевшему несколько ранее.

В свою очередь, МВД Белоруссии пока предпочитает не комментировать политическую версию случившегося. В частности, первый заместитель главы ведомства Олег Пекарский не стал связывать взрыв с увеличением зарубежного финансирования оппозиции. Он отметил, что средства, перечисленные Западом, расходуются на проведение относительно массовых мероприятий оппозиционных партий — вроде того, что имело место 19 декабря 2010 года после окончания голосования на президентских выборах.

Читайте также: Теракт в Минске: пока голословные версии…

Оппозиция прямо не обвиняла власти в том, что именно они организовали взрыв. Однако ее представители заявили, что руководство Белоруссии может использовать случившееся для "усиления политических репрессий". Соперник Александра Лукашенко на президентских выборах 2006 года Александр Милинкевич бездоказательно предположил, что теракт выгоден тем, что хочет дискредитировать оппозицию и отдалить Белоруссию от Запада.

Сам Лукашенко уже спустя несколько часов после трагедии заявил, что за терактом могут стоять внешние силы — но говорил он об этом в условном, а не утвердительном наклонении. У белорусского КГБ три версии. Первая — дестабилизация обстановки в республике. Вторая — причастность к взрыву молодых экстремистов. Третья — поступок психически нездорового человека.

Возможно, прояснить картину поможет сотрудничество белорусских спецслужб с коллегами из России и Израиля. Так, ФСБ уже предоставило белорусам список лиц, разыскиваемых за террористическую деятельность. Но с этой ли стороны надо искать террористов — пока тоже загадка.

Уже днем Лукашенко заявил о раскрытии теракта. "Сегодня в 5:00 преступление было раскрыто. Они дали свои показания. Главное — мы знаем, кто и как совершил", — добавил он. Правда, о подробностях говорить не стал.

Фото: AP

Как в Минске отреагировали на теракт? О каких версиях случившегося говорит "сарафанное радио"? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал независимый белорусский политолог Дмитрий Родин.

— Какая обстановка царила в Минске в первые часы после трагедии?

— 11 апреля минчане узнали то, что неоднократно чувствовали москвичи. Трагедия прошла довольно близко от меня — у одного из знакомых в метро погиб друг. Первое время люди были в шоке, что вполне естественно — в отличие от России, в Белоруссии со взрывами в метро сталкиваются впервые. Такого рода терактов, с такими последствиями не было никогда.

Некоторые люди сеяли панику, ряд из них правоохранительным органам пришлось задержать. Например, распускали слух о том, что в центре Минска взорвался заминированный автобус. Однако никакой бомбы в нем не было, а имел место пожар, причем в пустом автобусе.

— Как вы оцениваете работу специальных служб? Задирали ли таксисты цены в первые минуты после случившегося?

— По свидетельствам большинства очевидцев, службы спасения — медики и пожарные — сработали оперативно. Таксисты развозили пострадавших людей бесплатно. Минск — город в целом моноэтнический, не ставший эдаким вавилоном, как та же Москва, где миллионы приезжих из самых разных мест. Принцип взаимовыручки в белорусской столице работает лучше, чем в российской.

— Версий случившегося уже в первые минуты после теракта выдвигалось много. Например, активная белорусская интернет-аудитория в эмоциональном ключе писала о выгодах от взрыва для белорусской власти…

— Надо, конечно, учитывать накал страстей, в целом для всех, и экзальтированность конкретно молодежной сетевой публики, в частности. Разговоров и слухов в последние дни много. Некоторые "желтые" российские СМИ написали, что это, мол, сам КГБ Белоруссии осуществил теракт. На мой взгляд, распространители такой версии тем или иным образом пытаются заработать политические очки.

Кому-кому, а белорусской власти произошедшее точно невыгодно. Но люди, которые в силу тех или иных причин власти не доверяют, рады обвинить ее во всех смертных грехах. Обращу внимание на поведение Лукашенко сразу после теракта. Он спустился в метро спустя почти час после трагедии, пренебрегая многими мерами безопасности. Причем спустился вместе со своими маленьким сыном. Это был явно эмоциональный порыв. Разве поведет себя так человек, которому взрыв выгоден?

На мой взгляд, это как раз свидетельство того, что президент проявил силу духа и поспешил оказаться в том месте, тем самым засвидетельствовав свое сопереживание жертвам теракта.

— А оппозиция могла такое устроить? Или внешние силы?

Фото: AP

— Белорусская оппозиция едва ли способна осуществить такой теракт. Судя по характеру взрыва, он был осуществлен профессионалами этого дела, которых в рядах белорусских оппозиционеров точно нет. Тем более, после событий 19 декабря оппозиция в значительной степени деморализована и расколота, активисты грызутся между собой и борются за доступ ко всяческим грантам. Наиболее идейные больше сидят в интернете, чем действуют в реальности.

А вот насчет внешних сил — выглядит как вполне нормальная рабочая версия. Пока противники белорусской власти проводят свои акции, отвлекают внимание спецслужб на себя, заказчик и проводит взрыв, который явно направлен на подрыв авторитета власти. Тем более, что теракт произошел в не самый благоприятный для экономики Белоруссии момент, когда на ряд продуктов питания поднялись цены, на валютном рынке был создан ажиотаж с валютой, а далее ряд граждан стал вопреки всякой логике скупать сахар, растительное масло и прочее, создавая тем самым ненужную нервозность в обществе.

На мой взгляд, все это если не спланировано, то уж точно искусственно поддерживалось. И на вот этом фоне происходит теракт. Совершенно очевидно, что это не выходка какого-то психа-одиночки, хотя официальными органами отрабатывается и такая версия.

— Теперь о внешних факторах. Доводилось читать о возможной причастности спецслужб Грузии, Польши…

— Версия о Грузии выглядит несостоятельной. Ее отношения с Белоруссией вполне нормальные, Грузия высказывала предложения об оказании помощи после случившегося. Что касается Польши, то ее отношения с Белоруссией, конечно, далеки от идеала. Но вряд ли ведущие польские политики могли пойти на подобное. "Сарафанное радио" в Минске также обсуждает версию о неких силах в России. Но все это тоже лишь пока домыслы, и не более того.

— А радикальные исламисты? Боевики с Северного Кавказа?

— Эта версия кажется смешной. В Белоруссии практически нет религиозных проблем, нет крупной мусульманской общины. Власти страны никогда не лезли в разборки какой-нибудь "Аль-Каиды". В прошлом году достоянием гласности стала переписка одного из дагестанских боевиков, который собирался с возлюбленной "пересидеть в Белоруссии". Следовательно, боевики с Северного Кавказа тоже не рассматривали Минск как свою мишень, а скорее как тыл.

— Кто же тогда остается?

— Вполне вероятно, что след ведет куда-то на Запад. Но говорить подробнее пока не хочется, чтобы не играть этой силе на руку, ведь инициатива сейчас, увы, на ее стороне.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить