Политика мультикультурализма в Дании

Исламский колокол звонит по Дании

Вопрос о взаимоотношениях между коренным населением и иммигрантами из мусульманских стран встал во весь рост перед еще одной страной Европы — Данией. Родной город Ганса-Христиана Андерсена Оденсе недавно стал ареной противостояния "аборигенов" и иммигрантов.

Премьер-министр Дании Ларс Лёкке Расмуссен, подобно Дэвиду Кэмерону или Ангеле Меркель, пока не сказал, что политика мультикультурализма в его стране провалилась. Однако все говорит о том, что долго делать вид, что ничего не происходит, ему не удастся. Призрак "столкновения цивилизаций" бродит не только по Оденсе или Копенгагену, но и по далекой Гренландии.

Дания в прошлом не имела никаких колоний в Азии или Африке, так что считать мусульманскую общину "наследием колониализма" никак нельзя. Когда в 1960-е годы выяснилось, что стране нужны рабочие руки, практически все партии поддержали идею о привлечении иммигрантов из Турции, Пакистана и Северной Африки. Первые десять тысяч "пришельцев" вроде бы удалось переварить. Но дальше стало тяжелее.

Читайте также: Австрия: "антиисламская" передовая Европы

В 1980-е годы обострилась ситуация на Ближнем Востоке. И датчане приняли на своей земле многие десятки беженцев из Ирана, Ирака, Ливана, Палестины. Потом рухнула власть в Сомали. Затем в Данию прибыли мусульмане из Боснии и Герцеговины и косовские албанцы. Наконец, на родину великого сказочника переселились и несколько тысяч чеченцев. В результате, сегодня мусульманская община насчитывает 200 тысяч человек (четыре процента населения, не считая нелегалов).

Без проблем обойтись вряд ли могло. С одной стороны, многие стороны жизни местных жителей явно пришлись не по вкусу иммигрантам-мусульманам. Славящийся особо вольными нравами район Копенгагена Христиания, где можно свободно купить легкие наркотики, явно не нравится правоверным. Узаконены в Датском королевстве и проституция, и однополые браки, и многие другие атрибуты "подлинно свободного общества".

Однако и у датчан к мусульманам претензий накопилось не меньше. Осуждая вольные нравы скандинавов, иммигранты часто забывают, что хозяевами этой земли являются именно северяне. По некоторым данным, на выплаты различных пособий иммигрантам-мусульманам уходит до 40 процентов всех государственных расходов. При этом многие последователи ислама совершенно не желают работать, уровень преступности среди них многократно превышает аналогичные показатели у датчан.

Фото: AP

Долгое время у датских мусульман не было полноценной мечети, однако в итоге власти дали добро на строительство культового сооружения не только в Копенгагене, но и в Оденсе. В столице работает Исламский международный банк. Имамы имеют право на упрощенную процедуру получения датского гражданства. Однако коренные жители местами вправе жаловаться на неблагодарность мусульман: из многих молельных домов слышатся проповеди экстремистского содержания.

Однако часть вины за то, что проблема сосуществования мусульман с коренным населением встала в полный рост, лежит на датских властях и лично бывшем многолетнем премьер-министре страны, а ныне генсеке НАТО Андерсе Фоге Расмуссене. В 2002 году, когда в Москве разыгралась драма на Дубровке ("Норд-Ост"), в Копенгагене собрался так называемый "Чеченский конгресс" с находящимся в розыске Ахмедом Закаевым в роли главного персонажа. Фог Расмуссен отказался извиняться перед Россией, а датская пресса заливалась рассказами о "повстанцах" на Кавказе, страдающих от "страшной Москвы".

Однакозаигрываниес исламистами на Кавказе не спасло Данию от грандиозного скандала с мусульманским миром. Скандала, как раз и показавшего миру практически полную несовместимость традиционных мусульманских и современных европейских ценностей. 30 сентября 2005 года в датской газете Jyllands Posten появились карикатуры на пророка Мухаммеда. Ислам, как известно, плохо относится к изображениям людей — а тем более, пророков. Затем по всей Европе газеты начали делать то же самое.

Реакция мусульманского сообщества была бурной. Послы почти 20 исламских стран потребовали встречи с премьером Фогом Расмуссеном, но тот встречаться отказался. Мало того, глава правительства подлил масла в огонь, сказав, что карикатуры — проявление свободы слова. В ответ начались отзывы послов исламских стран из Копенгагена, демонстрации с сожжением датских флагов, погромы датских посольств и бойкоты датских товаров. Мусульмане сочли карикатуры издевательством, а не проявлением свободы слова.

История на этом не завершилась. В начале 2008 года сразу пять датских газет изобразили Мухаммеда в виде террориста. Карикатуры были реакцией на попытку покушения на автора первых рисунков Курта Вестергора. Ее предпринял один из иммигрантов-мусульман. Уже в январе 2010 года сомалиец с топором снова попытался убить художника. Замалчивать проблему сосуществования и различия ценностей у датчан и мусульман стало просто невозможно.

Дания — одна из самых спокойных стран в мире, и любое покушение на убийство (да и вообще крупное преступление) становится здесь новостью на долгие недели. Стоит ли удивляться, что в последние 10-12 лет все большей популярностью среди датчан пользуется ультраправая Народная партия. Кое-что ее сближает с мусульманами — ей так же не нравятся однополые браки и многие другие атрибуты современной европейской жизни. Однако главный ее конек — ограничение иммиграции из мусульманских стран и борьба с исламской угрозой в целом.

Фото: AP

Отличие Народной партии в Дании от прочих подобных организаций Европы до недавнего времени заключалось в том, что ей много лет руководит женщина — Пия Кьерсгор (Черсгор). Каждые новые выборы в Фолькетинг (парламент Дании) приносят "народникам" увеличение поддержки. В 1998 году за них голосовали семь процентов датчан. В 2001-м, 2005-м и 2007-м годах процент ее поддержки рос с 12 до 14 процентов. А на выборах в Европарламент двухлетней давности была и вовсе взята 15-процентная планка.

Несколько лет назад власти соседней Швеции обрушились на датских "народников" с резкой критикой за их неполиткорректные инициативы, вроде запрета на строительство минаретов. Пия Кьерсгор за словом в карман не полезла. "Если они хотят превратить Стокгольм, Гётеборг и Мальмё в скандинавский Бейрут с клановыми войнами, убийствами по законам мести и бандами насильников, пусть действуют. Мы всегда можем закрыть мост через пролив Эресунн", — ответила она критикам.

Как показали выборы осени минувшего года в соседней Швеции, там крайне правая Демократическая партия также набирает силу. И ее лозунги практически не отличить от лозунгов датских "народников". Так что не только перед Данией, но и перед ее скандинавской "сестрой" данный вопрос также стоит. И скрывать наличие "иммигрантской" проблемы в Северной Европе бессмысленно. Несовместимость разных ценностей именно в Дании проявилась пока ярче, чем где бы то ни было.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить