Организации движений протеста в арабском мире способствовал интернет

Интернет – оружие новых революционеров

"Русские долго запрягают, но быстро едут", — писал Отто Бисмарк. Мне кажется, сегодня это выражение более подходит к арабскому миру. Ближневосточные бунты зимы-2011 некоторые обозреватели уже назвали "революцией нового типа". Но почему они произошли именно сейчас?

Леонид Ильич Брежнев правил советским государством 18 лет, людям моего поколения он по праву казался вечным. Но давайте сравним срок его правления с тем, сколько находились у власти свергнутые и свергаемые сегодня ближневосточные лидеры.

Тунис: Бен Али пришел к власти в результате дворцового переворота в 1987 году и не отдавал ее 24 года.

Египет: Хосни Мубарак встал у штурвала после переворота в октябре 1981 года, 30 лет назад.

Ливия: Муаммар Каддафи пришел к власти в результате военного переворота в 1969 году и удерживает ее уже 42 года.

Бахрейн: премьер-министр (и дядя короля) Халифа бен Салман аль-Халифа — самый "долгоиграющий" премьер в мире, 40 лет.

Йемен: Али Абдалла Салех у власти с 1978 года, то есть 33 года.

Эти люди были уверены, что пришли к власти навсегда. Убедив Запад в том, что "лучше мы, чем идейные исламисты", они наслаждались пожизненным правлением, безгранично обогащались и готовились передать троны своим детям и внукам. Но наступила зима-2011. Почему? Кто стоит за арабскими восстаниями и кого они приведут к власти?

Читайте также: Египет поностальгирует по Мубараку

Проводя во Владикавказе заседание Национального антитеррористического комитета, президент России заверил страну, что ближневосточный сценарий ей не грозит. Дмитрий Медведев считает, что сегодняшние события в арабском мире чреваты распадом государств и приходом к власти в некоторых из них исламских фанатиков, а это будет иметь последствия мирового масштаба. О том же в телепрограмме "Поединок" недавно говорил известный востоковед Евгений Сатановский, экс-председатель Российского еврейского конгресса.

Происходящее на Ближнем Востоке широко обсуждается в прессе и в интернете. Вот одно из мнений, иллюстрирующее распространенную точку зрения: "Мировая исламская революция поднимается у нас на глазах. Народы сбрасывают с себя плиту иностранного господства, сметают режимы американских ставленников. Они одухотворены примером реализованных идеалов исламской революции".

Фото: AP

Как видим, автор говорит о том же, о чем заявили президент России и бывший лидер Еврейского конгресса, пусть и совсем в ином тоне. Однако большая часть аналитиков склоняется к тому, что революционная вспышка на Ближнем Востоке знаменует собой начало присоединения консервативного арабского мира к модернизационным процессам, освобождение региона от религиозного радикализма и построение демократического общества, - одним словом, "римейк" восточноевропейских бархатных революций рубежа 1990-х.

Не стану спорить ни с "западниками", ни с "традиционалистами", однако мне кажется, что главный психологический фактор арабских бунтов можно выразить короткой фразой: они восстали, потому что их достали. Иначе почему, например, Палестина и Иордания с оглядкой на соседей спешно сменили правительства, демонстрируя борьбу с коррупцией?

Я уверен, что к качеству правления в ХХI веке предъявляются принципиально иные требования, чем раньше. Новая эпоха неожиданно дала понять: мир меняется, любые диктатуры, даже такие безобидные, как режим Мубарака в Египте, сегодня обречены, потому что они несправедливы.

Кроме того, арабские восстания стали буревестником новой мировой коммуникационной революции. Пока еще трудно утверждать, что именно в интернете организуется политическое действие (хотя декабрьские события на Манежной площади в Москве подтверждают именно это), но отношения между народом и правителями компьютер изменил бесповоротно.

Каждый четвертый египтянин и тунисец — пользователи интернета. Каждый шестнадцатый — пользователь Facebook. Демонстранты, свергнувшие правителей этих стран и взорвавшие весь регион, стали организованной силой именно в социальных сетях. По всей видимости, это понимали и сами вожди: вспомните серию отключений интернета и сотовой связи во время бунтов в Египте. (А для властей США Джулиан Ассанж стал едва ли не большим врагом, чем СССР во времена холодной войны.)

Революции зимы-2011 в арабских государствах — грозное предупреждение всемирной коммуникационной революции, охватывающей все страны, включая авторитарные и отсталые. Почти 30 процентов обитателей планеты имеют доступ в Сеть. Население благополучных стран охвачено интернетом поголовно, остальные быстро наверстывают отставание.

В нашей стране интернет сегодня доступен каждому третьему, в столицах уже почти двум третям жителей. Больше 20 процентов граждан страны пользуются им ежедневно, это в три раза больше, чем два года назад. В качестве источника информации интернет у нас пока сильно отстает от телевидения, но уже не уступает газетам и журналам.

Это значит, что уходит в прошлое древняя традиция, при которой подданных информируют о происходящем сами правители, решая, что полезно, а что вредно знать народу. Интернет не делает власть ближе к гражданам, зато делает граждан гораздо ближе к власти. Она оказывается у них на виду.

Вопрос в том, как скоро мировой и российский интернет станет организующей силой борьбы за справедливость. Но новую атмосферу в отношениях правителей и подданных он уже внес. У мальчика из сказки Андерсена, увидевшего, что король голый, появились новые возможности рассказать о своем открытии "граду и миру".

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Станислав Варыханов
Станислав Варыханов — журналист, внештатный корреспондент Правды.Ру. *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить