У поляков своя правда о Смоленске

В Польше кипят страсти по поводу обнародованного 12 января доклада Межгосударственного авиационного комитета (МАК) о причинах катастрофы под Смоленском самолёта президента страны Леха Качиньского.

Пресс-конференция премьер-министра страны Дональда Туска, на которой он высказал отношение к докладу МАК, отнюдь не внесло успокоения в умы и сердца поляков, скорее наоборот.

"В своих замечаниях к докладу мы не ставили под сомнения важнейшие пункты доклада МАК- заявил Туск. - Польшу беспокоят недостатки (информации) в докладе, а не сами его утверждения. Факты - это факты. Польские сомнения касаются того, чего нет в докладе, а не того, что в нем есть. И мы не допустим, чтобы доклад МАК был односторонним. Польская сторона скоро будет готова полностью представить обстоятельства и причины катастрофы, то, как это следует из нашей оценки. Установление всех причин является условием безопасности людей и в Польше и в России", - сказал он.

Причем ранее в тот же день, 13 января на заседании правительства страны, было решено, что до конца месяца Польша подготовит собственный доклад о причинах трагедии. Его опубликуют после того, как закончатся расшифровки "чёрных ящиков". Похоже, в Варшаве всерьез сомневаются относительно выводов экспертов, согласно которым единственными виновниками трагедии стали пилоты, на которых давил подвыпивший главком польских ВВС Анджей Бласик.

Собственно говоря, большинство представителей польской политической элиты не оспаривали справедливость большинства выводов МАК. Правда, польские политики практически единодушны в том, что российская сторона (а конкретно диспетчеры аэропорта в Смоленске) всё-таки не сделали всего, чтобы предотвратить катастрофу.

В таком духе высказался, например, МВД и председатель польской правительственной комиссии по расследованию причин трагедии под Смоленском Ежи Миллер. "Никто из нас не скрывает, что с польской стороны был допущен ряд ошибок. Речь идет о том, чтобы до конца ответить на вопрос, что было слабыми сторонами 10 апреля как в Польше, так и в России. Суд здесь не требуется, а нужен честный диалог специалистов", - подчеркнул министр.

Примерно в таком же духе высказался и представитель Польши при МАК Эдмунд Клих. Он признал правоту российских экспертов, но указал на ошибки в их докладе. «Этот доклад является неполным и содержит ошибки. Команда (уйти на запасной аэродром - Ред.) была подана слишком поздно, и шансов уйти уже не было. Я хотел бы, чтобы в докладе была точная информация о том, что происходило в комнате диспетчеров"», - сказал он.

Фото: AP

Клих добавил, что диспетчерам следовало бы запретить пилотам Ту-154 сажать самолёт. На это министр транспорта России Игорь Левитин парировал, что у диспетчеров по международным нормам нет права отказывать в посадке. Российский чиновник добавил, что записи переговоров диспетчеров переданы полякам.

Советник президента Польши Бронислава Коморовского Томаш Наленч обратил внимание на то, что польские политики противопоставляют документу исключительно эмоции. "Хорошо профессионально подготовленным российским специалистам, представившим и аргументировавшим отчёт, мы противопоставляем эмоциональную реакцию некоторых наших политиков. Это неправильно. Надо дать возможность польским экспертам спокойно и внимательно изучить документ", - заявил советник президента Польши Томаш Наленч.

Не высказал претензий к России и бывший премьер Польши, представитель оппозиционных левых сил Влодзимеж Чимошевич. "Прозвучавшие на пресс-конференции МАК заявления достаточно убедительны", - сказал экс-глава правительства. Он призвал коллег по политическому цеху признать "горькую правду" и сделать выводы на будущее.

В тоже время, доклад полностью не устроил оппозиционную партию "Право и справедливость" Ярослава Качиньского, который сразу дал понять, что полностью отвергает выводы МАК, и потребовали срочного созыва Сейма. В чём им было отказано. Со своей стороны, сам брат-близнец погибшего президента назвал доклад экспертов "издевательством". Он не жалел резких слов ни в адрес России, ни в адрес премьер-министра Дональда Туска.

"Этот доклад - оскорбление для Польши. Это эффект решения, которое принял Туск, - отдать следствие россиянам. Сегодня мы видим последствие в виде доклада, который обвиняет польских пилотов и Польшу полностью и односторонне без всяких доказательств", - сказал Ярослав Качиньский.

Ярослав Качиньский заявил о том, что не существует доказательств того, что в крови главкома польских ВВС Анджея Бласика был алкоголь и что кто-то оказывал давление на пилотов. Причем, по его словам, МАК является "инструментом российской политики", а доклад - "неправдивым", - утверждает он.

Более того, на своей собственной пресс-конференции, последовавшей за выступлением Туска, он подверг его резкойкритике. По его мнению, реакция премьера Дональда Туска на доклад МАК запоздалая. "Если бы премьер отреагировал (на доклад МАК) вчера, то не было бы статей (в СМИ) о "пьяном генерале". Политика Туска потерпела поражение. Если бы я был премьером, то катастрофы бы не произошло ", - заявил Качиньский.

Фото: AP

Что именно не устраивает Туска и Качиньского? Как заявил в интервью "Правде.Ру" эксперт по Польше, исполнительный директор Международного клуба "Открытый диалог" Григорий Амнуэль, "Во-первых, польская сторона не согласна с тем, что изначально расследование вела Россия на своей территории. Ведь речь в данном случае идет не об обычном гражданском лайнере.

Согласно международному законодательству, если на территории какого-то государства разбивается гражданский самолет, то расследование ведет та страна, на территории которого это произошло. Но в данном случае речь идет о борте №1 спецотряда польских ВВС, на борту которого находилось руководство Польши.

Читайте также: МАК оправдывает смоленских диспетчеров

Поэтому поляки задаются вопросом: на каком основании русские причислили его к гражданским самолетам? Это что, туристический чартер? Вот почему Варшава настаивала на том, чтобы ей сразу передали обломки, и чтобы именно она вела расследование.

Во-вторых, в Польше скептически относятся к организации, которая занималась расследованием, равно как и к ее названию "международная". Поляки не могут считать ее для себя авторитетной, зная, что ее создали страны СНГ. Это организация совершенно другого уровня, нежели ЕС или ООН. Не случайно, что в Польше применительно к "международной" МАК вспоминаются такие же "международные структуры" вроде Организации Варшавского Договора или СЭВ. Была ли там Польша или любое другое государство, кроме СССР, равноправной стороной? Нет. Как иронически шутят поляки, в понимании Москвы такие международные организации означают одно: "Когда русские говорят, все остальные - молчат".

Не случайно поляки активно обсуждают ранее сказанные слова председателем МАК госпожой Татьяной Анодиной, что Россия - великая держава, а Польша - всего лишь маленькая страна.

Также и МАК. В Польше задаются вопросом: неужели представители Таджикистана или Армении, зависящие от России финансово, станут перечить последней относительно выводов?

Тем более, что многие подметили, что не припомнят случая, чтобы МАК не возложил ответственности за катастрофу на уже погибших летчиков.

В-третьих, огромное количество вопросов поляки задают и по отношению к самому докладу МАК. Они говорят о том, что он должен дать ответы, но напротив, после его анализа появляются лишь все новые вопросы. Один из главных интересующих польскую сторону моментов, почему русские допустили то, чтобы между севшим первым "яком" с журналистами и польским бортом № 1 пытался вклиниться Ил-76? Они задаются вопросом, возможно ли такое было бы применительно к самолетам российского руководства? И другой момент: откуда он там вообще взялся, в районе аэродрома, который вроде бы используется крайне редко?

В-четвертых, польская сторона решительно не приемлет так называемые выводы МАК о том, что командующий польскими ВВС был якобы пьян. Напомню, что речь идет о том, что польская делегация летела посещать Катынь, эту Голгофу польского народа. Вы можете себе представить ситуацию, что перед этим представитель руководства Польши, да еще и в присутствии других первых лиц, напивается, чтобы появиться перед прицелами кинокамер в непотребном виде? Для любого поляка даже мысль о подобном является кощунственной.

К тому же поляки сомневаются, что в условиях той катастрофы можно было провести быстрый объективный анализ, который бы позволил с точностью говорить о том, был ли в крови Бласека алкоголь. Прошло очень много времени, прежде чем российская сторона приступила к соответствующему выяснению всех обстоятельств случившегося. Разумеется, вопросы были бы сняты, если бы Россия передала все обломки Польше. Но этого сделано не было. И снова поляки задаются вопросом: почему?

В-пятых, откуда МАК взял то, что именно Бласек находился в кабине пилотов? МАК не предоставил полякам убедительных свидетельств. Да, его тело нашли в передней части самолета. Но это еще не означает того, что он находился в кабине пилотов.

После того страшного удара самолета ничему удивляться не приходится. Нет сомнений лишь в том, что некоторое время, как показали данные расшифровки самописцев, там находился другой представитель польского президента, шеф протокола.

Как бы там ни было, даже Ярослав Качиньский не заявляет о виновности России. Он, как и другие поляки, хотят знать правду".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить