Революция против "изнасилования Туниса"

В Тунисе продолжаются кровавые столкновения, которые уже унесли жизни более 50 человек. Начались они еще 17 декабря 2010 г., когда один из продавцов зелени застрелился после того, как ему запретили торговать без лицензии. Вслед за этим пошла массовая волна подобных суицидов. Как говорят протестующие, за получение торговых лицензий необходимо выложить колоссальные суммы денег.

А потом на улицы вышли тысячи человек, возмущенных произволом властей. Началось с рабочего района Эттадамен в столице Туниса. Молодежь забрасывала стражей порядка камнями, сжигала их машины, грабила магазины и громила правительственные учреждения.

Попытка подавить выступления силой пока не дали результата. Протестующие игнорируют введенный недавно комендантский час и продолжают свои выступления. Вождями бунтарей стали рэперы Хамад Бен-Амор по прозвищу El General "Генерал", Малек Кемири и Lak3y - исполнители популярных песен, в которых клеймится правящий режим Бен Али. Они остро критикуют коррупцию властей, бедность, продажность полиции и чиновничества.

Читать также: Исламисты взорвут Египет по алжирскому сценарию

Именно словами их песен лучше всего выражено то, чего хотят протестующие. В наиболее популярном треке "Генерала" с характерным названием "Президент, твой народ мертв" есть призыв президенту выйти к народу и убедиться в том, что его люди голодают из-за того, что у них нет работы.

Другой, Малек Кемири, еще более откровенен в своих выражениях. В одной из его песен говорится о том, что Тунис превратился в страну "распила взяток" и что виноват в этом лично Бен Али и его режим. Особое недовольство властей вызывает то, что этот рэпер сравнивает президента с насильником: "Школьница встретила насильника - школьница делает аборт. С чего начинается родина - уже неважно, потому что она кончится вот-вот".

Немало интересного содержится и в коллективном оппозиционном блоге на сайте Nawaat, где все чаще звучат суждения о том, что в стране началась революция. В частности, там говорится о том, что в стране свирепствует террор и шпиономания. Стукачи, работающие на службу госбезопасности Али, доносят на тех, кто смеет выражать недовольство его режимом и тех увозят в тюрьму.

Заметим, что до последнего времени Тунис считался хотя и не особо богатой страной, но оазисом стабильности. Теперь, похоже, об этом придется забыть. Кто же такой Зин-аль-Абидин бен Али, которым так недовольны тунисцы?

Фото: AP

Личность, мягко говоря, противоречивая. Продвинутый первым президентом независимого Туниса Бургибой на первые роли в стране, он 7 ноября 1987 г. сверг своего благодетеля, объявив о том, что тот "ослеп и впал в старческий маразм" и что страна нуждается в спасении от его диктатуры и угрозы исламистов.

После свержения Бургибы Бен Али действительно первое время шел по пути демократизации страны. Он узаконил многопартийность, дал право голоса женщинам и т.д. Но когда введенные им же законы стали мешать ему править, он их последовательно изменял.

Речь, в частности, идет о регулярном продлении президентских сроков и увеличение возраста главы государства, в котором ему можно занимать этот пост (ранее он был ограничен 75 годами). Кстати, сейчас Бен Али 74 года.

Между тем, оппозиционные настроения в стране год от года нарастали. Так, например, устав играть в "демократию по-тунисски", в 2004 г. ряд оппозиционных партий бойкотировали парламентские выборы.

И было от чего. Как и в других недемократических странах третьего мира, все три ветви власти - законодательная, исполнительная и судебная - тесно связаны друг с другом. Так, парламент может только "подсказывать" президенту те или иные решения, но обычно исполняет роль его печати при легализации подписанных Бен Али документов. Судебная же власть традиционно является карающей дубинкой в его руках.

Однако всё это можно и не замечать, если народ сыт и обут, чего о Тунисе уже не скажешь. Напомним, что экономические реформы, начавшиеся еще во времена Хабиба Бургибы, дали свои плоды. Казалось бы, все идет совсем не плохо по сравнению с другими африканскими и арабскими странами. В частности, власти либерализировали систему торговли и финансов, ликвидировали неэффективные кооперативы на селе, активно поощряя частное владение землей и предпринимательство.

Важной статьей доходов была и продажа за рубеж нефти. Хотя они были гораздо меньше, чем у соседних Алжира и Ливии, нефтедоллары помогали Бургибе реализовывать его начинания. Но еще большее значение для страны приобрело развитие туризма, в котором занята значительная часть тунисского населения.

Читайте также: Охота на русских по-алжирски

Всё вместе взятое позволило иностранным экспертам говорить о Тунисе как об одной из самых развитых и перспективных стран Африки, а из всех стран Магриба - "наиболее респектабельной и близкой к европейским стандартам".

Впрочем, все показатели портила безработица. Одной из причин её роста был высокий уровень рождаемости. Однако в последние годы она резко упала и сейчас Тунис по этому показателю находится на самом последнем месте среди арабских стран (1,71 ребёнка на женщину по данным 2010 г.)

 

 

 

 

Фото: AP

Но главное, что препятствует улучшению жизни простых тунисцев сегодня - это тотальная коррупция, в которой народ обвиняет первую леди, Лейлу Трабелси(Leila Trabelsi).Именно разговоры на эту тему больше всего волнуют тунисцев. "Когда ты учишься в лицее, начинаешь узнавать подробности о жизни королевской семьи, тут и там слышишь истории, как тот или другой родственник Лейлы взял под контроль промышленность, завладел чьими-то землями или ведет переговоры с итальянской мафией", - говорит один блоггер.

"Лейла изнасиловала Тунис и это она правит страной за спиной нашего дряхлого, стелющегося перед ней президента", - уверен другой. - Её наглость превосходит все границы. Порой она позволяет себе выступать на государственных заседаниях вместо своего мужа".

Как будет развиваться ситуация? Этот вопрос "Правда.Ру" задала руководителю Центра арабских исследований Института Востоковедения РАН Виталию Наумкину: "Пока происходящее в Тунисе нельзя назвать революцией в полном понимании этого слова, - уверен эксперт. - Пока это социальный протест, вызванный серьезными ошибками властей. Разумеется, особое недовольство вызывает первая леди, которую обвиняют в том, что именно из-за нее в стране невиданного размаха достигло кумовство.  

Я считаю, что Бен Али пока еще не упустил ситуацию из-под контроля, однако при определенных условиях это может случиться. Тем более, что, скорее всего, за спиной протестующей молодежи стоят какие-то оппозиционные организации. Скорее всего, это левые радикалы и исламисты. И если им удастся придать движению организованный характер, справиться с ним будет сложно. По крайней мере, из Туниса уже приходили данные о том, что наиболее влиятельные родственники Лейлы уже уехали в Канаду".

Бен Али не намерен сдаваться и применил против оппозиционеров армию, которая пока готова стрелять в народ. Но никто не знает, что будет завтра. Сейчас власти пытаются как можно сильнее ограничить свободу во всемирной паутине, чтобы лишить оппозицию возможности для ведения антиправительственной агитации. Тунисские блоггеры жалуются на то, что "Интернет блокирован. Страницы, подвергшиеся цензуре, не открываются". Они говорят: "Мы устали. Но мы любим нашу страну, мы хотим, что бы в ней что-то изменилось, но нет организованного движения. Племя готово, но нет лишь вождя". Впрочем, как показывает история народных выступлений, такие вожди нередко появляются.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"   

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить