Двигатель торговли внутреннего прогорания

Депутаты наказали пивоваров и рекламщиков за творческий подход к делу

Единственной российской отрасли, где импортозамещение достигло уровня, достойного государственной премии, депутаты подрезали крылья. Сегодня на пленарном заседании Государственная Дума поддержала во втором чтении внесение в закон "О рекламе" , касающихся рекламы пива. Российским пивоварам и рекламным креативщикам, что называется, дали "поддых". Но дело не только в этом.

Как сообщают РИА "Новости", основная дискуссия при обсуждении законопроекта во втором чтении развернулась вокруг поправки, предусматривающей полный запрет рекламы пива на телевидении с 17 до 22 часов. В результате данная поправка была подвержена 233 голосами парламентариев. В целом при необходимых 226 голосах законопроект поддержал 231 депутат, против высказалось 24 депутата, воздержавшихся не было.

Согласно законопроекту, "реклама пива не должна создавать впечатление, что его потребление имеет важное значение для достижения личного или спортивного успеха, либо для улучшения физического или психического состояния, а также дискредитировать лиц, не употребляющих пива". А как же, спрашивается, еще можно привлечь покупателя к тому или иному виду товара? Откройте любой учебник по рекламе и PR и найдете там разработку так называемого "престижного потребления" . Такова уж природа человека. Ему всегда хочется иметь и потреблять то, что на сегодняшний день считается модным и престижным. Остальное покупателя и потребителя интересует меньше. Но депутатам и некоторым другим госорганам, ополчившимся в последнее время на рекламу отечественного пива и самих российских пивоваров, такие тонкости ни к чему.

Продолжим. "В рекламе пива также не должны быть использованы прямые утверждения о безвредности или полезности напитка для организма". Даже, если на этот счет существуют вполне серьезные медицинские исследования? "Реклама пива не должна быть обращена непосредственно к несовершеннолетним лицам, вестись от имени известных общественных или политических деятелей, а также актеров, деятелей культуры и спортсменов, распространяться в любой форме в радио и телепередачах, в кино и видеопостановках, печатных изданиях для несовершеннолетних". Насчет подростков — спору нет. Им сегодня для выпивки никакая реклама не нужна. Загляните в статистику Минздрава - волосы дыбом встанут. К тому же, пиво и самая низкокачественная водка, пожалуй, единственный "хмельной товар", который им по карману. Но попробуйте отговорить "известные лица" от съемок в рекламе. Когда компании платят немалые деньги, думается, дрогнет и любой из депутатов Госдумы, проголосоваший сегодня "за".

Остальные запреты носят скорее формальный характер. Нельзя распространять рекламу пива в СМИ, специализация которых "включает вопросы охраны здоровья, охраны окружающей среды, физической культуры". Реклама пива не может помещаться на первой и последней полосах газет, а также обложках журналов, а также распространяться в детских, учебных, медицинских организациях, и ближе 100 метров от них. Все правильно. Возражений нет.

Напомним, что зачинателем гонений на рекламу пива недавно выступил главный санитарный врач России Геннадий Онищенко . Он обрушился в прессе на рекламные ролики пива "Клинское" , которые, к слову сказать, были одними из

лучших на российском ТВ и очень профессионально были направлены именно на молодежную аудиторию. Как признают в компании Sun Interbrew , производящей "Клинское", продажи после начала трансляции этих роликов подскочили вверх практически во всех регионах страны. Однако Геннадий Онищенко счел, что эта реклама побуждает российскую молодежь совершать опасные поступки. Хотя безденежной и безработной российской молодежи, кажется, не требуется для опасного буйства никаких особых подначек.

Однако к доводам Онищенко прислушалось Министерство по антимонопольной политике (МАП), запретившее на трансляцию рекламных роликов "Клинского" по ТВ, и Арбитражный суд Москвы , отклонивший иск Sun Interbrew. Государственным мужам, конечно же, виднее.

Замечено, что после футбольного "побоища" на Манежной площади в Москве, власти внезапно и весьма нервно озаботились проблемами современной молодежи. Ранее до неприкаянных подростков никому, включая правоохранительные органы, не было никакого дела. Московская милиция, тогда продемонстрировавшая полную неспособность контролировать ситуацию, стала искать виноватого и обнаружила, что во всем оказывается виноваты торговцы, продававшие хулиганам пиво, и рекламщики, транслирующие на уличных экранах рискованные рекламные ролики, которые почему-то отнюдь не запрещены к показу, например, в европейских странах.

Можно подумать, что доблестным милиционерам неизвестно, что, отправляясь на массовые мероприятия, молодежь предварительно напивается дешевой водкой, потому что знает — ничего, кроме пива, на массовом гулянье или концерте не купить. А короткое замыкание в головах у самых буйных происходит от элементарного незнания того факта, что русская диетология категорически запрещает "лакировать" водку пивом на голодный желудок. Но другого выбора у подростков обычно нет. Участвовать же в массовых празднествах "всухую", как правило, не согласен практически не один россиянин любой возрастной категории. А культуры публичного употребления спиртных напитков в России, как не было, так и нет.

Недавний сильный испуг от бесчинствующих подростков прямо перед фасадом Госдумы явно сказывается и на сегодняшнем решении депутатов. Хотя им следовало бы подумать о "судьбах подрастающего поколения" намного раньше. Если молодежь имеет возможность учиться и работать, у нее просто нет времени на бесцельное времяпрепровождение.

Но сегодня ни один госорган (включая школы и институты) не занят воспитанием молодежи. Никто не объясняет подрастающим гражданам, что если они не станут учиться, не вырастут в востребованных квалифицированных специалистов, то участь их окажется не просто незавидной — они буквально пропадом пропадут. Существует расчет на "воспитание в семье" . Его сторонникам можно посоветовать чаще просматривать криминальную хронику — сплошные пьянки, отравления, драки и бытовые убийства. Вот это зачастую и есть — воспитание в семье. Но никого в сегодняшней России это серьезно не интересует. А потом власти вдруг спохватываются: и откуда это взялись скинхеды? Да все оттуда же, господа. Не решенные социальные проблемы, как известно, способны мстить десятилетиями. Но кому это интересно?

Кира ПОЗНАХИРКО,
"ПРАВДА.Ру"

Автор Алексей Корнеев
Алексей Корнеев — журналист, корреспондент информационной службы Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить