Аргентина и Бразилия против США и Израиля

Вслед за Бразилией Аргентина признала "свободное и независимое" Палестинское государство в границах 1967 года. Аргентинцев отнюдь не остановила жесткая критика со стороны США и Израиля, которой накануне подверглись бразильцы.

Так, Конгресс США назвал это решение "в корне ошибочным" и "достойным сожаления", а Израиль выразил "печаль и разочарование", поскольку подобные заявления противоречат заключенному в 1995 году соглашению, в котором говорится о том, что Палестинское государство может быть создано исключительно на основе двусторонних переговоров.

Как известно, значительная часть территории, на которую претендуют палестинцы, была захвачена Израилем в ходе Шестидневной войны 1967 года. Возникает вопрос: насколько реалистично создание Палестинского государства в границах 67-го года и чем обусловлена такая позиция Аргентины и Бразилии? Своими мыслями в интервью "Правде.Ру" поделились эксперты Борис Мартынов, Сергей Демиденко и Авигдор Эскин.

"Говорить о том, кто прав, а кто виноват в споре за палестинские земли, бесполезно, — считает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко. — С юридической точки зрения, по многочисленным международным документам, в том числе и резолюциям Совбеза ООН, агрессором является Израиль. Который, кстати, в начале 1990-х годов принимал на себя обязательство передать захваченные им земли Палестине. Другое дело, что сейчас это невыполнимо на практике. Во-первых, Аббас — фактически незаконный правитель, которого избрали не всенародно, а на исполкоме ООП.

Во-вторых, слишком уж много накопилось вражды между арабами и евреями, и слишком много стоит перед ними нерешаемых в принципе вопросов, включая вопрос о поселениях и статусе Иерусалима. И должно пройти немало времени для того, чтобы подобная непримиримость прошла".

"Аргентина и Бразилия действуют под давлением многочисленных и влиятельных арабских общин, которые живут в этих странах, — уверен израильский политолог Авигдор Эскин. — Однако не следует ожидать того, что Израиль будет учитывать подобные мнения. Он будет действовать диаметрально противоположно наблюдаемому нажиму, как и в прежние годы. И нас не пугает давление. К примеру, в былые годы отношения с Израилем поддерживали всего три страны, но мы выстояли в условиях осады. И я не исключаю, что нам придется снова оказаться в подобной ситуации.

Почему у нас такая решимость? Да представьте себе, что кто-то станет заявлять о том, что Россия получила Калининград и Курилы незаконно, военным путем, и что их надо вернуть Германии и Японии. В нашем случае ситуация обстоит похожим образом.

Фото: AP

Ведь о чем идет речь? Мы контролируем Иудею и Самарию уже 43 года. Многим людям, далеким от проблем Ближнего Востока, эти названия ничего не говорят. Но для тех, кто открывает Библию, не важно справой или левой стороны, они значат очень много. Именно в этих местах зарождалась цивилизация.

Ведь каким образом эти территории оказались у нас в руках? В 1947 году ООН решила разделить их между Арабским и Израильским государствами. Однако в 1948 году арабы напали на Израиль, а Иордания, воспользовавшись удачным случаем, захватила эти "ничейные земли".

А через 20 лет египетский лидер Насер решил сбросить Израиль в море. Но в ходе превентивной Шестидневной войны наши противники, включая Иорданию, были разбиты, а Иудея и Самария остались в наших руках.

Читайте также: На что способна Бразилия… без Лулы?

Что же касается Аргентины и Бразилии, то они поступают очень опрометчиво. Они, конечно, могут игнорировать значение в мировой экономике еврейского капитала, но они не могут быть спокойными относительно своей собственной стабильности. Та и другая страна имеют множество национальных проблем. Например, при определенном раскладе та же Бразилия вполне может распасться на семь или восемь частей. Во-первых, речь идет о том, что в этих странах очень остро стоит индейская проблема. Во-вторых, им не стоит забывать о том, что во второй половине XIX века они силой отняли у Парагвая половину его территории. И рано или поздно эта проблема может всплыть".

"Решение Аргентины и Бразилии — вполне нормальная реакция руководства этих стран на то, что делают США, — считает заместитель директора Института стран Латинской Америки Борис Мартынов. — И я бы не преувеличивал роль "арабского фактора". Если в Бразилии действительно живет крупная община арабов из двух миллионов человек, то в Аргентине евреи над ними явно доминируют.

Главное здесь в другом — подобные действия направлены в первую очередь против Америки. Аргентина уже не является американским сателлитом, как это было в 1990-е годы. Впрочем, здесь в первую очередь следует обратить внимание на реакцию бразильцев, а аргентинцы играют второстепенную роль, и в некотором отношении Киршнер следует за Лулой.

В общем, антиамериканский и антиизраильский курс в Бразилии прослеживался уже давно, даже при военных режимах. Взять хотя бы события 1975 года, когда бразильцы голосовали в Генассамблее ООН за осуждение сионизма как формы расизма.

А в последние годы, по мере укрепления бразильской экономики, Лула делал все больше шагов в пику США. Все это увенчало недавнее предложение, сделанное вместе с Турцией в отношении обогащения иранского урана. По сути, тем самым Бразилия выразила недвусмысленную поддержку Ирану.

И наконец, руководители многих латиноамериканских государств были сильно раздражены публикациями на WikiLeaks, которые лишний раз показали американскую дипломатию в самом невыгодном свете".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить