Морской разбой поборет антипиратская охрана

 

В ночь на 22 ноября нигерийские пираты напали на российский танкер NS Spirit компании Новошип/Совкмофлот. Нападение было довольно дерзкое. Бандиты атаковали его прямо на рейде крупнейшего порта страны Лагос. Около десяти пиратов высадились на борт судна, открыв огонь из автоматического оружия. Экипаж в числе 21 человека успел закрыться в корабельных помещениях. После чего, похитив с судна материальные ценности, бандиты ретировались.  

При нападении получили ранения двое российских моряков. Причем, по информации ряда СМИ, команда танкера "в течение трех часов не могла допроситься помощи у агента судна и портовых властей, отделывающихся обещаниями". Как известно, российское судно с грузом бензина танкер с экипажем пришло в Лагос из Вентспилса.

Напомним, что это далеко не первое подобное нападение, совершенное в Гвинейском заливе.  Последнее крупное нападение на российских моряков здесь произошло 16 мая. Речь идет об инциденте с судном North Spirit на рейде порта Дуала (крупнейший город Камеруна), захваченном пиратами, которые после разграбления корабля похитили двоих российских моряков и вывезли их в Нигерию. За освобождение граждан России бандиты из "Движения за освобождение дельты Нигера" (MEND) потребовали полтора миллиона долларов.  

Эта организация и раньше славилась своими нападениями на иностранцев. Эти боевики  занимаются прибыльным бизнесом - похищением иностранцев, за которых они потом требуют крупные суммы денег. Несколько лет бандиты захватили сотрудников "Русала", которых, в конце концов, удалось освободить без выкупа.

Таким образом, экипажи морских судов не могут чувствовать себя в безопасности не только у берегов Восточной Африки, но и западной.

Ситуацию для "Правды.Ру" комментирует эксперт по морскому пиратству Иван Коновалов: "Гвинейский залив сегодня является одним из главных пиратских районов после Аденского залива. И когда говорят о происходящих там захватах кораблей, то в основном они касаются нефтяных танкеров и львиная доля этих вылазок приходится на нигерийцев. Причем местные пираты заметно отличаются от сомалийских. Сомалийцы - откровенные бандиты, цель которых - простое получение выкупа с захваченных ими судов.

Нигерийские же являются повстанцами, которые борются против центральных властей, несправедливо (по мнению пиратов) распределяющих доходы от реализации нефти. И в основном они нападают на инфраструктуру нефтедобычи и транспортировки "черного золота". В основном они представлены боевиками Движения "Освобождения дельты реки Нигера".

Иногда пираты нападают и у берегов других стран, включая Гвинею и Камерун. Впрочем, это разовые акции. Главный источник пиратства в регионе приходится на Нигерию.Однако в Гвинейском заливе захваты не происходят столь часто, как в Аденском. Побороть местное пиратство можно лишь в том случае, если победить коррупцию, из-за которой приходящие к власти группировки монополизируют экономические доходы и угнетают представителей других группировок. Но в условиях Африки, пронизанной коррупцией, это практически невозможно".

Читайте также: Сомалийские пираты прорубили "окно в Европу"

Заметим, что средний заработок жителя африканских стран обычно не превышает 3 - 5 тысяч долларов в год. Но одна удачная пиратская вылазка приносит каждому "джентльмену удачи" XXI века 15 тысяч долларов.

А раз так, то желающих стать пиратами не убавляется. И при отсутствии международных законов, позволяющих бороться с пиратством как разновидностью терроризма, оно по-прежнему остается прибыльным бизнесом. Как известно, пираты попадаются редко. Причем по статистике двоих из троих просто отпускают. И поскольку проблема не решается, пиратские нападения, в том числе и против наших моряков, продолжаются.

Существует ли возможность исправить ситуацию? Можно обратиться к уже имеющемуся опыту борьбы с морским разбоем. Так, например, в начале 1930-х гг. удалось побороть пиратство, процветавшее в водах Южного Китая. Сделано это было с помощью создания специальной антипиратской охраны из белогвардейцев, находившейся на корабле во время рейса. После двух неудачных попыток захвата охраняемых кораблей морские грабители прекратили нападения.

Почему бы не воссоздать специальную антипиратскую охрану с необходимым оснащением сегодня? Разумеется, нищая Африка - это не Китай и стопроцентно обезопасить себя от пиратских нападений не удастся. Но в любом случае её появление приведет к снижению количества нападений и их результативности. Ведь главная причина успешных захватов кораблей - это их незащищенность.

Как известно, услуги по охране кораблей предоставляют так называемые частные военные компании. Однако стоят они очень дорого и потому судовладельцы с ними обычно не связываются и рискуют, отправляя корабли без охраны.

Поэтому международное сообщество вполне могло бы поработать над созданием специальной антипиратской службы, услугами которой были бы обязаны пользоваться в потенциально опасных районах все судовладельцы.     

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

А что вы думаете о борьбе с экономической и государственной коррупцией в России? Работает ли Федеральный Закон №273 о коррупции в России, и если не работает, то почему? Если ли у вас план противодействия коррупции в России? Поделитесь этим планом или предлагаемыми вами методами в коментариях ниже.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить