Турция вышла из-под контроля. Военных…

В Турции подводят итоги состоявшегося в воскресенье референдума о поправках в конституцию страны. Не исключено, что теперь страна станет ближе к вступлению в Евросоюз.

На голосование был вынесен пакет из 26 поправок в основной закон, принятый в 1982 году после военного переворота. Часть их предполагает ограничение влияния на общественную жизнь военных. Так, теперь гражданские суды смогут возбуждать уголовные дела и в отношении людей в погонах. До сих пор они были лишены этого права. Должна была измениться и процедура назначения членов Конституционного суда и Высшего совета судей и прокуроров.

Кроме того, вопрос о роспуске политических партий теперь будет решать парламент, а не Апелляционный суд, который находится в большой зависимости от военных. Поправки в конституцию предполагают также введение должности уполномоченного по правам человека, права на проведение забастовок и заключение коллективных договоров. Ранее основной закон этого не предполагал.

Автором поправок в конституцию был премьер-министр Реджеп Тайип Эрдоган. В марте его сторонники из Партии справедливости и развития (ПСР) проголосовали в парламенте за вынесение данного вопроса на всенародное голосование. Но крупнейшая оппозиционная Народно-республиканская партия (НРП) решила оспорить поправки в Конституционном суде.

Читайте: Путчистам не удалось "спасти" Турцию

В июле судьи вынесли своё решение: большинство поправок не противоречат основному закону, и потому могут быть вынесены на референдум. Неконституционными были признаны только те изменения, которые касались реформы Конституционного суда и Высшего совета судей и прокуроров. Они предполагают увеличение численности состава данных органов, и новых людей туда должен провести парламент (а на деле — контролирующая его правящая партия). Но данные изменения всё равно были поставлены на голосование.

Голосование было намечено на 12 сентября, и различные политические силы активно к нему готовились. Премьер Эрдоган в ходе агитации в пользу принятия поправок заявлял о том, что они сделают законодательство более демократичным и приблизят Турцию к вступлению в Евросоюз. Оппозиция же говорила, что поправки, напротив, ограничат независимость суда, позволят правительству оказывать на него давление и нарушат принцип разделения властей. И приведут к подрыву светских устоев государства.

Фото: AP

Волеизъявление проходило бурно. То и дело из разных районов Турции приходили сообщения о драках между сторонниками и противниками поправок. К утру 13 сентября уже были обработаны почти все бюллетени. Оказалось, что около 58 процентов одобрили предложения Эрдогана, и 42 высказались против них. Таким образом, решение принято, и вынесенные на голосования изменения в конституцию могут вступить в силу.

Положительный исход референдума приветствовала Еврокомиссия. "Одобрение (конституционных реформ) демонстрирует неизменную приверженность граждан Турции реформам по улучшению их прав и свобод", — сказал по этому поводу комиссар ЕС по вопросам расширения организации Штефан Фюле.

По словам еврокомиссара, Турция сделала очень важный шаг на пути выполнения требований, предъявляемых к государствам, желающим вступить в Евросоюз. Правда, он заметил, что для получения долгожданного места в ЕС, куда Турция стремится ещё с 1982 года, необходимо будет изменить ещё множество законов.

Казалось бы, всё просто. Итоги референдума позволят ослабить роль военных, уменьшить роль судей, часто контролируемых людьми в погонах, сделать страну более соответствующей стандартам западной демократии. Но Турция — разговор особый. Это государство, существовавшее несколько веков по совершенно отличным от европейских нормам. И результатом принятия поправок может стать отнюдь не вступление в Евросоюз.

Турецкое государство в нынешнем виде основанов 1920-х гг. Мустафой Кемалем Ататюрком. Заложенные им тогда постулаты об отделении религии от государства легли в основу всего последующего турецкого законодательства, в том числе и конституции 1982 года. А людьми, обеспечивающими незыблемость данных норм, исторически были военные, которые в случае политической нестабильности и угрозы исламизации страны брали власть в свои руки, и судьи высших судов.

Сейчас у власти находятся умеренные исламисты. И они проводят реформы, вызывающие недовольство военных. Так, благодаря решению премьера Эрдогана и президента Абдуллы Гюля в вузах страны был отменён запрет на ношение традиционных мусульманских платков. Руководители страны не устают говорить о необходимости повышении роли религии в обществе, что воспринимается воспитанными в западном духе военными, судьями и чиновниками в штыки. (Кстати, в молодые годы Эрдоган даже некоторое время провёл в тюрьме за пропаганду исламистских идей).

В случае если роль военных уменьшится, суды станут более зависимыми от парламента и правительства, под угрозой могут оказаться светские основы государства. Эрдоган и Гюль получат больше возможностей перестроить Турцию на исламский лад. Часть оппозиционно настроенных турок открыто говорят, что результатом проведения в жизнь принятых поправок будет исламизация страны, а не вхождение в ЕС.

Что же может последовать вслед за народной поддержкой изменений в конституцию — приближение страны к стандартам Евросоюза или исламизация? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказывает заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН Наталья Ульченко:

Фото: AP

— Формально Эрдоган, агитируя за принятие поправок, рассуждал в европейском духе. Дескать, турецкий избиратель достаточно зрелый, чтобы военные и Конституционный суд имели право корректировать его выбор. Пусть реальная власть находится в руках парламента и премьер-министра, представляющего победившую на выборах партию. И последнее слово должно оставаться за ними, а не за людьми в погонах и судьями.

В то же время премьер всей своей деятельностью по увеличению роли ислама дал противникам основания говорить о том, что он стремится подорвать заложенные Ататюрком устои. Недаром в 2008 году в Конституционный суд поступил запрос о запрете правящей Партии справедливости и развития. Из Турции приходили сообщения и о заговоре против Эрдогана со стороны антиисламистски настроенных военных.

У Эрдогана (и у его однопартийца президента Гюля) есть все основания бояться за своё место. Военные не раз уже совершали перевороты, меняя течение турецкой политической жизни. В 1999 году по их "настоятельной просьбе" ушёл в отставку премьер-министр Неджметтин Эрбакан — ещё более ярый исламист, нежели Эрдоган и Гюль. Так что нынешние руководители страны стремятся обезопасить свою власть, потому и хотят уменьшить влияние военных и поставить под больший контроль судей.

Результаты волеизъявления можно трактовать двояко. Турция может стать и более европейской страной, и государством, где ислам играет всё большую роль. Предсказать, какая тенденция возьмёт верх, тяжело. Турецкое общество (а не только политическая элита) в вопросе о пути развития страны очень сильно расколото. И трудно говорить, кого в нём больше — "традиционалистов" или "западников".

Не факт также, что итоги голосования приблизят приём Турции в Евросоюз, хотя последний и приветствовал результат референдума. Большая часть турок (даже часть тех, кто настроен происламски) не против этого, но с оговоркой. Мол, пусть ЕС не меняет существующую турецкую идентичность. Которая отнюдь не всегда совпадает с европейской. Согласится ли Евросоюз принимать в свои ряды государство, сильно отличающееся от традиционного западного, большой вопрос.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить