Корею хотят объединить… под грохот ракет

15 августа президент Южной Кореи Ли Мен Бак выступил с планом по объединению своей страны с КНДР. Предложение прозвучало во время торжественной церемонии, приуроченной к 65-й годовщине освобождения Корейского полуострова от японского колониального гнета.

По словам Ли Мен Бака, план объединения предусматривает три этапа. Первый — установление мира на полуострове, для чего северяне обязаны провести ядерное разоружение. Второй — развитие экономического сотрудничества, направленное на подъем экономики КНДР. И уже после этого наступит третий этап — преодоление различий в политических системах и начало переговоров о воссоединении Кореи.

Учитывая колоссальную пропасть в уровне экономического развития двух корейских государств, Ли Мен Бак предложил ввести особый налог, который призван помочь изыскать средства на объединение. Экономисты подсчитали, что собрать необходимо порядка триллиона долларов, а каждый южнокорейский налогоплательщик в течение 60 лет будет платить налоги на два процента больше, чем сегодня.

Вероятно, зная об огромных издержках, президент Южной Кореи не стал называть конкретной даты объединения. В то же время опросы показывают, что население страны с ним согласно. Большинство южнокорейцев хотели бы воссоединиться со своими соплеменниками на Севере. Но, учитывая разницу в уровне развития двух стран, они понимают, что процесс будет долгим.

Читайте: Ядерная гонка всходит на Востоке

Любопытно, что подобное миролюбивое заявление прозвучало накануне… начала очередных совместных военно-морских учений Южной Кореи и США в Желтом море. Маневры продлятся до 26 августа.

Они станут самыми крупными за всю историю военного сотрудничества двух стран. Со стороны Южной Кореи в них примут участие 56 тысяч военнослужащих, со стороны США — 28,5 тысяч. В Сеуле и Вашингтоне не скрывают, что учения станут ответом на гибель весной этого года южнокорейского корвета "Чхонан", в котором участники маневров обвиняют Пхеньян.

С учетом такого "фона" для заявления об объединении в КНДР слова Ли Мен Бака никак не прокомментировали. Зато об учениях Северная Корея традиционно отозвалась в самых резких выражениях. "Эти маневры — безответственный шаг, направленный против нас. Если военные корабли достигнут наших границ, армия и народ нанесут беспощадный удар по американским империалистам и шайке предателей Ли Мен Бака. Мы обещаем самый жесткий ответ, который когда-либо видел мир", — говорится в заявлении Пхеньяна.

Фото: AP

Собственно, в такой воинственной риторике нет ничего нового. Каждый раз, когда США и Южная Корея затевают маневры в Желтом или Японском море, КНДР грозит "империалистам" всяческими карами. Так, в ответ на последние южнокорейские учения, прошедшие всего полторы недели назад, Пхеньянугрожал "физическим ответом". Похожие вещи происходили и в прошлом году, и ничего за словами не следовало. Неудивительно, что никакой реакции в Сеуле и Вашингтоне слова о "самом жестком ответе" не вызвали.

Действую столь противоречивым образом, президент Ли Мен Бак, возможно, пытается убить двух зайцев сразу. С одной стороны, он дает понять, что желает видеть свою страну единой, преодолевшей не только политический раскол, но и разделительные линии внутри семей. С другой, он показывает КНДР, что не намерен молча наблюдать за ее превращением в ядерную державу и терпеть бесконечные воинственные заявления ее руководства.

Опасения за действия Северной Кореи во многом понятны. Страна бедная, закрытая, и предсказать, что на уме у ее руководства, действительно трудно. Однако организация учений с участием злейшего врага КНДР — США — делает перспективу межкорейского диалога об объединении весьма туманной. Вряд ли кто-то захочет вести диалог, когда в его сторону с подлодок и надводных кораблей запускают ракеты — пусть и не для того, чтобы причинить конкретный ущерб.

Говоря об объединении Кореи, сразу приходит на ум пример Германии, когда ФРГ 20 лет назад фактически поглотила ГДР. Однако различия видны невооруженным глазом. При всем том, что германо-германские отношения были непростыми, угрозами "физических ответов" они не обменивались. Не проводились ими и столь масштабных учений, направленных против другого германского государства. Наконец, в 1950–1953 гг. Северная и Южная Корея воевали друг другом, чего в случае ГДР и ФРГ не было.

Не было у ГДР и ФРГ такой экономической пропасти, как у Северной и Южной Кореи. Да, правительство уже единой Германии вложило в экономику восточных земель более двух триллионов евро. Но ГДР никогда не стояла на грани голода, как КНДР. Это было самое развитое среди всех соцстран государство с довольно развитой (пусть и многократно уступающей ФРГ) экономикой, где о карточной системе раздачи продуктов не слышали со времен послевоенной разрухи второй половины 1940-х гг.

Политические различия у двух Германий также были меньше, чем у двух Корей. Да, ГДР, как и КНДР, строила социализм. Но он был куда мягче, да и не было там культа обожествляемых вождей, как Ким Ир Сен и Ким Чен Ир. Восточногерманским руководителям было намного проще расстаться с властью. Да и "железный занавес" на границе двух Германий не был столь непроницаемым. Возможности официально поехать в ФРГ у граждан ГДР были, пусть и очень ограниченные. Ничего подобного в случае с Северной и Южной Кореями не наблюдается.

Так что Корее для объединения придется пройти куда более сложный путь, чем Германии. А американо-южнокорейские учения, как и ответы КНДР, воссоединение двух частей Корейского полуострова только отдаляют.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Темы кндр
Обсудить