Поствыборный польский "триллер" сенсацией не стал

В Польше 4 июля состоялся второй тур досрочных выборов президента. В результате новым главой государства был избран временно исполняющий обязанности президента, председатель Сейма 58-летний Бронислав Коморовский.

Напомним, что изначально выборы нового главы польского государства должны были состояться осенью. Однако в дело вмешался злой рок. 10 апреля под Смоленском разбился самолёт Ту-154, на котором летел президент Лех Качиньский. После его гибели временным руководителем страны стал как раз Коморовский, который в соответствии с конституцией назначил первый тур досрочных президентских выборов на 20 июня.

Голосование двухнедельной давности не выявило победителя. Коморовский, представлявший либерально-консервативную партию "Гражданская платформа", возглавляемую премьер-министром Дональдом Туском, заручился поддержкой 41,5 процента избирателей. Его основной соперник, лидер консервативной партии "Право и справедливость" и брат-близнец погибшего президента Ярослав Качиньский получил 36,5 процентов. В результате пришлось провести второй тур, который и состоялся 4 июля.

Практически все опросы общественного мнения, проводившиеся перед повторным голосованием, предсказывали убедительную победу Коморовскому. Временный глава государства известен как сторонник углубления европейской интеграции и сближения с Германией. Кроме того, он много говорил о готовности наладить диалог с Россией. В то же время Коморовский отдавал должное особым отношениям с США и выступал за размещение на польской территории базы американских противоракет "Пэтриот".

Довольно миролюбив в своих выступлениях был и Ярослав Качиньский. И это многих удивило. Ведь этот политик, занимавший пост премьер-министра в 2006-2007 гг., прославился множеством резких высказываний в адрес России, Германии и ЕС. Он был известен как сторонник односторонней ориентации на США. Кроме того, Ярослав Качиньский (как и его брат) прославился воинствующей неприязнью к однополым бракам и гей-парадам. Впрочем, эти вещи критиковал и Коморовский.

Читайте: Кресло польского президента "взять" не удалось

Политика конфронтации с соседями, проводимая братьями Качиньскими, вроде бы не поддерживалась большинством поляков. Тем удивительнее выглядели результаты некоторых опросов, ставших достоянием гласности. Согласно им, победу должен был одержать... лидер "Права и справедливости".

Фото: AP

"Согласно последним перед выборами опросам, Ярослав Качиньский опережал конкурента на два процента.  В штабе Коморовского, проводившего свою кампанию весьма пассивно, царила растерянность. Многим вспомнилась ситуация пятилетней давности, когда перед вторым туром  Дональд Туск имел в первом туре солидное превосходство в шесть процентов над Лехом Качиньским, но в итоге проиграл. Но ситуация не повторилась", - сказал "Правде.Ру" живущий в Варшаве белорусский политолог Виктор Шаньков.

Польские эксперты тут же попытались найти этому внятное объяснение. В итоге многие сошлись на том, что на руку Ярославу Качиньскому играло то, что выборы пришлись на сезон отпусков. Дело в том, что его традиционный электорат составляют пенсионеры, жители деревень и небольших городов, остающиеся дома. Горожане, образованные поляки, предпочитающие Коморовского, летом обычно отправляются на отдых в жаркие страны или на заработки в Западную Европу.

В итоге Польша, да и не только она, застыли в ожидании того, кто же станет новым лидером страны. Едва вечером 4 июля завершилось голосование, появились итоги опросов на выходе с избирательных участков. Все они отдавали победу Коморовскому. Ярослав Качиньский практически сразу же признал поражение, поблагодарил поддержавших его соотечественников и пожелал конкуренту всяческих успехов. Оставалось дождаться официальных итогов выборов.

Подсчёт голосов на польских выборах превратилось в реалити-шоу с таким закрученным сюжетом, что ему могли бы позавидовать самые маститые авторы детективов. Первоначально Коморовский лидировал, но его отрыв от соперника не превышал двух процентов. Когда же Государственная избирательная комиссия (ГИК) Польши обработала половину бюллетеней, оказалось, что Качиньский набрал... 50,41 процента. Назревала сенсация, и многим показалось, что пан Ярослав поспешил объявить себя проигравшим.

Однако затем в центр стали стекаться данные из крупных городов Польши и из-за рубежа. А там Качиньский имеет куда меньшую поддержку, чем в сельских районах и небольших городках. Всё вернулось на круги своя. Коморовский очень быстро вышел вперёд и начал отрываться от конкурента. Когда обработали 80 процентов бюллетеней, он опережал Качиньского на три процента.

Наконец, к утру ГИК Польши обработала свыше 95 процентов бюллетеней. И здесь уже отрыв Коморовского стал солидным. За него отдали свои голоса 52,63 процента избирателей, в то время как за пана Ярослава - 47,37. В абсолютных цифрах это выглядит так: временного президента поддержали 8 миллионов 343 тысячи 768 избирателей, а бывшего премьера - 7 миллионов 510 тысяч 735 человек. Явка составила 55,29 процента. Стало понятно, что новым президентом действительно будет Коморовский.

И теперь именно этому политику предстоит решать непростые задачи как внутренней, так и внешней политики. Внутри страны необходимо будет уменьшить влияние мирового кризиса, справиться с растущей безработицей, предотвратить разорение крестьянских хозяйств, уменьшить поток желающих отправиться на заработки в Западную Европу. Во внешней - наладить отношения с Россией, Германией и Евросоюзом, испорченные в годы правления Леха Качиньского. Но, кажется, на выполнение этих задач Коморовский настраивался изначально.

Главные новости

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить