Президент Эстонии продолжает "свою" войну

В последние 10-12 лет страны Прибалтики питают слабость к руководителям из-за океана. Бывшие президенты Валдас Адамкус и Вайра Вике-Фрейберга, родившиеся в довоенные годы, соответственно, в Литве и Латвии, большую часть своей жизни провели один в США, другая в Канаде. Но нынешний эстонский лидер Тоомас Хендрик Ильвес выделяется даже на их фоне. Ему выпала честь руководить страной, в которой он даже не родился.

Президент Эстонии, в отличие от своих прибалтийских и вообще европейских коллег, появляется на публике не в галстуке, а в концертной бабочке. Но за этим обликом деятеля искусств скрывается ветеран идеологической и политической борьбы.

Тоомас Хендрик Ильвес родился 26 декабря 1953 года в Стокгольме в семье эстонских иммигрантов, которые в 1944 году после освобождения Таллина Красной Армией предпочли покинуть родину и осесть в Швеции. Впрочем, чистокровным эстонцем нынешний президент не является. Его бабушка со стороны матери была русской, и сама мама родилась в 1927 году в Ленинграде.

Но это мало отразилось на взглядах Ильвеса. Гораздо важнее оказалось то, что его мать в своё время удочерил глава МИД независимой Эстонии Пеэтер Ребане, никаких симпатий к Советской России не питавший. И, видимо, атмосфера в семье предрасполагала Тоомаса Хендрика к чувству неприязни к СССР, которая затем перекинулась и на его правопреемницу — Российскую Федерацию.

Читайте: "Бронзовый удар" по эстонской экономике

Ещё в детстве родители перевезли Ильвеса из Швеции в США. Там будущий президент постигал азы психологической науки. Степень бакалавра психологии получил в Колумбийском университете, а магистра — в Пенсильванском. При этом Тоомас проявил выдающиеся способности к языкам, освоил, помимо английского и эстонского, немецкий, испанский, французский и финский. Но о родном языке бабушки — русском как-то "подзабыл".

Ильвес никогда не порывал связей с эстонской общиной США, деятельность которой курировали американские госорганы. Этих людей активно использовали в пропагандистской войне против СССР — прежде всего, в эстонской редакции радио "Свободная Европа", которую финансировал Госдеп США.

Свободное владение множеством языков и психологическим тренингом быстро нашли своё применение на радио "Свобода". В 1984 году Ильвес переехал в Мюнхен, где тогда располагалась её редакция, и четыре года проработал аналитиком радиостанции. В 1988–1993 гг. будущий президент возглавлял эстонскую редакцию. Так что этот человек — заслуженный ветеран пропагандистской деятельности времен холодной войны.

Фото: AP

В Эстонию Ильвес переехал только в 1991 году, но некоторое время продолжал работать в Мюнхене. К 1993 году, когда уже освоился в Таллине, будущий глава государства сменил пропагандистскую работу на дипломатическую. Независимой Эстонии не хватало квалифицированных кадров, чтобы осуществить взятый курс на вступление в ЕС и НАТО. Ильвес, имевший хорошие связи в США и Германии, очень пригодился.

В отсутствии серьёзной конкуренции со стороны коренных жителей Эстонии он стремительно двигался по карьерной лестнице. В 1993–1996 гг. занимал пост посла в США, Канаде и Мексике. Дважды — в 1996–1998 и 1999 гг. ему удавалось встать во главе МИДа. Именно при Ильвесе-министре Эстония начала переговоры о вступлении в ЕС и НАТО, завершившиеся вхождением в эти организации весной 2004 г.

Ещё в 2001 г. Ильвес основал Народную партию умеренных, вскоре переименованную в Социал-демократическую. Местные выборы 2002 г. кончились для него и соратников провалом, но спустя два года на выборах в Европарламент удалось взять реванш. Ильвес два с лишним года заседал в стенах законодательного органа Евросоюза, где присоединился к Партии европейских социалистов.

В августе-сентябре 2006-го Эстония выбирала президента. Не всенародным голосованием, а — поскольку является парламентской республикой — законодательным органом, именуемым Рийгикогу. Три тура не дали результата. Пришлось созывать коллегию выборщиков, и уже там 23 сентября 2006 года Ильвес был избран президентом на пятилетний срок.

Чем было отмечено его правление — известно далеко за пределами страны. Такого размаха русофобии и восхваления нацизма Эстония не знала даже в начале 90-х гг. Чего стоит хотя бы демонтаж "Бронзового солдата". Справедливости ради нужно признать, что первоначально президент выступил против того, чтобы памятник трогали. Однако, видать, передумал. В итоге Россия резко сократила поток своих товаров через эстонские порты, а бюджет страны теряет на этом сотни миллионов долларов ежегодно.

Памятники эсэсовцам при Ильвесе росли, как грибы после дождя (правда, начался этот процесс ещё в начале 90-х гг.). Можно также вспомнить ежегодную международную военную игру "Эрна", участники которой должны пройти по маршруту, которым в 1941 году следовал одноимённый эстонский диверсионный батальон "Абвера". Поведение эстонского руководства неоднократно возмущало еврейские организации. Но Ильвес продолжал гнуть свою линию.

Фото: AP

Русскоязычных жителей Эстонии особенно взволновал и встревожил факт учреждения в стране языковой инспекции, которая отслеживает, чтобы 60 процентов предметов в русских школах преподавались по-эстонски. В народе этот орган прозвали "языковой инквизицией". А вот как на эту тему в феврале 2008 года высказался сам Ильвес: "Причин говорить на русском языке не больше, чем на английском, урду или японском. Потому что эстонский является государственным языком". И это притом, что русские составляют треть населения Эстонии.

Уместно вспомнить, как ее президент пытался помешать строительству газопровода "Северный поток". И, конечно, о его поведении во время войны в Южной Осетии. Едва окончились боевые действия, как Ильвес нанес демонстративный визит своему коллеге в Тбилиси. Агрессором же, по его мнению, была не Грузия, а России. Ильвес призывал ЕС ввести против России санкции. К счастью, большинство стран Евросоюза с ним не согласились.

Вероятно, президент Эстонии являет собою наиболее яркий пример политика — реликта холодной войны. Уже и США объявили "перезагрузку", и премьер Польши Дональд Туск не раз встречался с российским коллегой Владимиром Путиным. Даже нынешние президенты Литвы и Латвии Даля Грибаускайте и Валдис Затлерс готовы к диалогу с Россией. Ильвес же непреклонен. Ни разу из его уст не звучало предложение обсудить в спокойном русле спорные моменты российско-эстонских отношений.

Антироссийские высказывания и действия Ильвеса вызывают ощущение, что он так и не стал полноценным государственным деятелем — современным и адекватным.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить