Колумбия остается без "твердой руки"

Через неделю (30 мая) в Колумбии пройдут президентские выборы. Чем бы ни завершились, они подведут черту под восьмилетним правлением нынешнего главы государства Альваро Урибе. Политика, который считается ближайшим союзником США в Западном полушарии и главным противником президента соседней с Колумбией Венесуэлы Уго Чавеса.

Альваро Урибе Велес родился 7 июля 1952 года в Медельине. Отцом будущего президента был крупный землевладелец Альберто Урибе Сьерра. Его убили в 1983 году при попытке похищения повстанцы из леворадикальной организации Революционные вооруженные силы Колумбии (FARC). Этот факт впоследствии сыграл огромную роль в выборе политического курса страны при Урибе-младшем.

Альваро был лучшим студентом юридического факультета Медельинского университета. Уже зрелым человеком в 1993 году получил диплом Гарварда. И даже в возрасте 45 лет Урибе не перестал учиться, продолжив в 1998 году образование в Оксфорде. Отметим, что в своё время в США и Англии учились большинство будущих президентов стран Латинской Америки, избравших проамериканский курс во внешней политике. Не является исключением и наш герой.

В 1982 году к нему пришёл первый крупный политический успех: стал мэром родного Медельина. И здесь в его биографии появилось большое "тёмное пятно". Мало для кого было секретом, что на реальную власть в миллионном городе претендовал знаменитый местный наркокартель. Противники Урибе до сих обвиняют его в связях с наркобаронами.

Сторонники же превозносят дипломатические таланты президента, сумевшего договориться с одиозными главарями преступного мира вроде известного далеко за пределами Колумбии Пабло Эскобара. Известно, что Урибе лично прилетал на вертолёте в поместье наркобаронов Очоа. О чём они говорили на самом деле — тайна за семью печатями.

Дальнейшей карьере Урибе общение с наркомафией не помешало. В 1986–1994 гг. он был сенатором, а в 1995–1997 гг. — губернатором провинции Антиокия, центром которой является как раз Медельин. Этот политик снискал популярность в народе сокращением штата чиновников, благодаря чему лишние деньги пошли на социальные статьи. Однако подлинную славу принесла ему борьба с повстанцами из FARC.

Читайте: Неистовый Уго "припечатал" Колумбию.

Фото: AP

Будучи губернатором, Урибе создал Комитеты сельской бдительности. Эти вооружённые отряды крестьян помогали армии бороться и с преступными группами, и с леворадикальными повстанцами, стремящимися установить в стране социализм. Урибе удалось существенно сократить число похищений людей, которые партизаны поставили на поток. Многие командиры FARC были убиты. Губернатор стал самым ненавидимым левыми радикалами политиком.

В 2002 году Урибе победил на президентских выборах, набрав в первом туре 54 процента голосов. Спустя четыре года — переизбран на высший государственный пост, получив невиданные для Колумбии 62 процента голосов в первом туре. Его лозунг "Твёрдая рука — большое сердце" явно пришёлся большинству жителей страны по душе.

Во многом высокая популярность Урибе объяснялась тем, что в годы его правления число убийств снизилось вдвое, а захватов заложников — втрое. Однако достигалось это весьма жестокими методами. Никаких переговоров с FARC, убившими его отца, президент не вёл — повстанцы безжалостно уничтожались. В том числе силами комитетов сельской бдительности, созданных теперь уже по всей стране.

Надо признать: Урибе часто сопутствовал успех. Достаточно вспомнить историю его соперницы по президентским выборам 2002 года Ингрид Бетанкур. В том году её захватили повстанцы из FARC. Шесть лет она, находясь в плену, спала на голом полу, сильно исхудала. Об освобождении женщины просили международные организации, а также Франция (у Ингрид было гражданство и этой страны). К переговорам подключился даже лидер соседней Венесуэлы Уго Чавес, который сочувственно относится к идеям партизан. Всё без толку. Освобождение Бетанкур произошло в результате силовой операции, проведённой армией.

Но вот гибкости во внешней политике Урибе недоставало. Ради того, чтобы уничтожить одного из лидера FARC Рауля Рейеса, весной 2008 года колумбийские войска вторглись без предупреждения на территорию соседнего Эквадора. Его президент Рафаэль Корреа известен как левый политик. Он потребовал от Урибе извинений, но тот принести их отказался. В результате Эквадор, а вслед за ним и Венесуэла разорвали с Колумбией дипотношения.

Регион оказался на грани большой войны. Чавес в знак солидарности с Корреа велел привести венесуэльскую армию в состояние повышенной боеготовности. Действия Колумбии осудили большинство стран Латинской Америки, зато их приветствовал экс-президент США Джордж Буш-младший. В ситуацию вмешалась Организация американских государств (ОАГ), всё-таки убедившая Урибе извиниться перед Эквадором. Конфликт удалось погасить.

Жёстко борясь с партизанами, Урибе полностью ориентировался на США, заслужив репутацию главного союзника Вашингтона в регионе. Едва став президентом, он заключил с американцами соглашение о свободной торговле. А в 2009 году предоставил Штатам семь военных баз, появление которых официально объяснялось борьбой с наркомафией. Все годы правления Урибе Вашингтон оказывал Колумбии экономическую помощь. Свыше 3 млрд долларов из полученных средств ушли на покупку военной техники и переоснащение войск. Более щедро США в последние годы делились деньгами только с Израилем.

Фото: AP

Однако к подобной политике другие государства региона относились с недоверием. Решение Урибе разместить американские базы критиковали вполне умеренные президенты Бразилии и Аргентины Луис Инасио "Лула" да Силва и Кристина Киршнер. Которые стараются превратить Южную Америку в не зависящий от Вашингтона регион, но при этом особо резких выпадов в адрес американцев не допускают.

А Чавес просто негодовал. Он обвинил Урибе в том, что тот хочет втянуть венесуэльцев в провокацию, дабы США получили повод для вторжения в Венесуэлу и свержения ненавистного им "Неистового Уго". Надо признать, что американцы не раз в истории лишали власти неугодных им латиноамериканских лидеров таким способом. Так что повод для подозрений у Чавеса был.

Он объявлял о готовности разорвать с Колумбией дипотношения. Обвинял Урибе в том, что колумбийская армия устраивает на границе провокации. Президент Колумбии также в долгу не оставался, несколько раз заявив о связях Чавеса с FARC, которые венесуэльский лидер отрицал. Правда, повод подозревать себя в нехороших намерениях "Неистовый Уго" всё-таки дал, провозгласив в 2008 году, что FARC — "не террористическая группировка, а настоящая армия".

Оба считают друг друга главными противниками в регионе. Перепалки между ними стали обычным делом во время встреч глав государств Латинской Америки. Теперь полемика переместится в виртуальное пространство. После того как в начале мая президент Венесуэлы создал в Интернете свой блог, по его стопам последовал и Урибе. Лидер Колумбии не скрывал, что сделал это именно под влиянием Чавеса, и именно для того, чтобы противостоять Чавесу.

Только теперь их статус будет неравным. Урибе в прошлом году предпринял попытку изменить Конституцию с намерением остаться на третий срок. Но неудачно — Конституционный суд Колумбии ему в этом отказал. Так что уже очень скоро нынешний колумбийский президент сможет полемизировать с Чавесом лишь как частное лицо. А вопросы отношений с Венесуэлой и борьбы с FARC перейдут "по наследству" к преемнику Урибе. И уже тот решит, оставить ли свою страну в роли главного "бастиона" США в Латинской Америке.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить