Юридическая "дыра" на Африканском континенте

Генеральная Ассамблея ООН проведет 22 мая в Стамбуле конференцию по проблемам Сомали и пиратства. Россия предлагает поскорее создать необходимую правовую базу и международный суд по пиратству. С недавних пор проблема морских разбоев стала для нас не менее актуальной, чем для других стран. В полный рост она поднялась после того, как российские военные моряки недавно освободили от пиратов танкер "Московский университет".

Напомним, это судно, следовавшее под флагом Либерии из Красного моря в Китай с 86 тысячами тонн сырой нефти на борту, был захвачено морскими разбойниками из Сомали в восточной части Аденского залива днем 5 мая. Капитан успел сказать по рации, что к танкеру приближаются два маломерных судна. На их борту вооруженные люди... Пираты открыли огонь из автоматов. После этого связь с "Московским университетом" пропала. Чуть позже миссия ЕС по борьбе с пиратством "Аталанта" официально подтвердила, что танкер захвачен пиратами.

В течение суток они пытались ворваться в рулевое отделение, ставшее укрытием для российских моряков. Пытались выкурить их, поджигая дизельное топливо и обстреливая рубку из автоматического оружия. Об этом позднее рассказала прессе мать одного из членов экипажа Людмила Иванова. «Из новостей можно подумать, что мы где-то заперлись, сидели,  травили анекдоты, ждали военных. На самом деле 22 часа мы жестко противостояли пиратам. Основной бой был за эту дверь - в рулевое отделение», - привела женщина слова своего сына - инженера-электромеханика Сергея Коценко.

Освобождение танкера большим противолодочным кораблем «Маршал Шапошников», в результате чего десять морских бандитов были задержаны и один убит,  должно было бы вызвать одобрение во всем мире. Наконец-то, пиратам преподали наглядный урок не зариться на чужое добро. Однако ж нет.

Нашлись  «гуманисты и правозащитники», которые тут же поспешили обвинить российских военных моряков в «непрозрачности» проведенной операции. Оказывается, предпринятый штурм нужно было отснять на пленку и тщательно запротоколировать, а бандитов, которые едва не сожгли живьем два десятка российских моряков, отпустить с миром.

Сразу после освобождения танкера предполагалось, что задержанных отвезут в Россию, чтобы судить их. Но уже 7 мая Минобороны России заявило, что пираты отпущены на свободу. По словам начальника управления пресс-службы и информации военного ведомства Алексея Кузнецова, такое решение было принято в связи с несовершенством международной нормативно-правовой базы.

Фото: AP

С подобной проблемой сталкиваются и другие страны. «Яркой особенностью различных антипиратских морских операций в Индийском Океане и Аденском заливе является тот факт, что пока корабли многонациональных сил достигают определенного успеха в предотвращении захватов, все большее количество пиратов и лиц, подозреваемых в пиратстве, отпускается на свободу - чаще, будучи репатриированными в Сомали обезоруженными, но снабженными свежими припасами продуктов и одежды, чем остаются задержанными для свершения правосудия. Это происходит даже в тех случаях, когда пираты были схвачены с поличным - при удержании заложников», - замечает консультант лондонской юридической фирмы Holman Fenwick Willan LLP, занимающейся проблемой пиратства, Джонн Нотт.

Но на сей раз пиратам, захватившим танкер «Московский университет», не повезло. Разбойников с океанских трасс отпустили в свободное плавание без навигационных приборов в 300 милях от ближайшего берега.

После того как появились сообщения, что брошенные на произвол судьбы пираты, возможно, погибли,  неожиданно поднялась волна критики в адрес российских военных моряков.  Оказывается,  они не имели права высаживать людей в 300 милях от берега в надувной лодке без средств навигации. Позднее, в мировых СМИ пошла гулять версия о самосуде над флибустьерами.

Интересно то, что это произошло с подачи самих пиратов. Их представители вскоре после освобождения танкера "Московский университет" выступили с угрозами в адрес России. Новостной портал SomalilandPRESS распространил их заявление, в котором российских морских пехотинцев обвинили в расстреле пиратов и... во всех смертных грехах.

Оказывается, пираты сочли, что с их собратьями поступили неоправданно жестко. Да и не пираты они, как выясняется, а борцы за права сомалийских рыбаков! "Наши люди никогда не причиняют вреда заложникам. Мы просто хотим остановить иностранное рыболовство в наших водах. Если наших рыбаков не уважают, то нам не остается ничего иного, как захватывать заложников, требуя компенсации убытков".

Читайте также: Российские морпехи "зачистили" "Московский университет" 

В истории с освобождением танкера «Московский университет» есть «открытые вопросы». Но уже давно пора бы мировому сообществу принять юридические нормы, которые объявляли бы морское пиратство вне закона, со всеми вытекающими отсюда последствиями. И «вопросов» бы больше не возникало. Но наш цивилизованный мир отчего-то предпочитает платить выкуп за захваченные суда.

Фото: AP

Так что не стоит заламывать руки по поводу скормленных акулам сомалийских морских разбойников. Чем, собственно, они отличаются от террористов? Тем, что не жгут и не взрывают суда, а лишь захватывают их вместе с экипажами в качестве добычи. Но если бы судовладельцы прекратили выплачивать выкуп, что бы захватчики сделали с судами и их экипажами?  Можно не сомневаться: корабли бы взорвали и пожгли, а экипажи...

В Сомали ведь нет ни закона, ни права. Такая вот огромная юридическая дыра на Африканском континенте, которая стала рассадником морского пиратства и сухопутного терроризма. И как долго мир может ее терпеть?

Так почему же цивилизованный мир готов в случае захвата судов  платить пиратам деньги, а когда последних постигает неудача - отпускать их на все четыре стороны? Почему до сих пор не выработаны юридические механизмы борьбы с  этим злом? Возможно, конференция по Сомали и морскому пиратству в Стамбуле даст ответ на эти вопросы...

В телефонном разговоре с Бараком Обамой Дмитрий Медведев рассказал президенту США о своей инициативе по созданию специального международного трибунала по морскому пиратству. «Обама выразил заинтересованность в продолжении сотрудничества по формированию эффективных международно-правовых механизмов в целях решения этой острой международной проблемы в рамках «шестерки», - сообщила пресс-служба Кремля.

Но пока что пираты свободно бороздят просторы Индийского океана в поисках легкой добычи, сулящей им миллионные барыши. И чаще всего безоружные суда оказываются в их руках.

Остается надеяться, что в случае попыток повторения захвата российских кораблей реакция будет не менее жесткой. Тем более, что отныне жизнь у пиратов еще более осложнится: власти соседнего с Сомали Джибути 16 мая предоставили России один из своих портов для базирования антипиратских сил. Как показало освобождение танкера "Московский университет", у России есть не только все средства, чтобы обуздать бандитов, но и политическая воля для этого.  

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Виктор Притула
Виктор Притула — советский российский журналист-международник, писатель-прозаик, бывший внештатный обозреватель Правды.Ру
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить