6 мая морская пехота большого противолодочного (БПЛ) корабля "Маршал Шапошников" освободила 23 члена экипажа российского танкера "Московский университет", захваченного накануне сомалийскими пиратами.
Этот танкер, принадлежащий китайской компании, следовал из Судана в Китай. На борту находились 23 человека — граждане России. В составе экипажа были и две женщины. Судно перевозило груз нефти стоимостью свыше 50 миллионов долларов. Путь лежал через самое опасное в мире место для судоходства — Аденский пролив, где орудуют сомалийские пираты.
Неприятные приключения нефтеналивного танкера начались утром в среду 5 мая. В 240 милях от побережья Сомали его атаковали 11 корсаров. Они подплыли к судну, открыли огонь из автоматов, а затем сумели подняться на борт. В среду днём информацию о захвате танкера флибустьерами с Африканского Рога подтвердил МИД России. Появились сведения, что пираты пытаются отогнать "Московский университет" к сомалийскому берегу, но эту информацию опровергли.
Увидев нападавших, экипаж забаррикадировался в одном из помещений. Пираты, боясь возникновения пожара из-за большого количества нефтепродуктов на борту, отказались от мысли прострелить дверь. А справиться с управлением судном не смогли. В результате оно дрейфовало в районе нападения.
Сколько бы ещё все это продолжалось, неизвестно. Но на помощь "Московскому университету" поспешил российский противолодочный корабль "Маршал Шапошников", находившийся в этом районе в составе международной военно-морской миссии. Этот корабль подошел к захваченному танкеру ночью 6 мая. Оценив ситуацию, военные моряки решили провести силовую операцию.
В результате штурма один разбойник был убит, десять задержаны. У них изъяли стрелковое оружие, в том числе крупнокалиберное, а также гранатометы и приспособления для проникновения на судно (лестницы и так называемые "кошки"). Подробности операции, по понятным причинам, сохраняются в тайне.
Никто из военных моряков или членов экипажа танкера не пострадал. Пираты остаются на его борту до завершения следственных действий. Экипаж "Московского университета" временно оказался на борту корабля-спасителя. Наши моряки, принявшие участие в операции, будут представлены к государственным наградам.
Читайте: Безоружный пират - уже не пират?
Не исключено, что в скором времени морских разбойников доставят в Россию, где над ними состоится суд."Следствием принимаются меры к доставлению задержанных пиратов в Москву для проведения с ними следственных действий и привлечения их к уголовной ответственности в рамках действующего уголовно-процессуального законодательства РФ и норм международного права", — сказал 6 мая официальный представитель Следственного комитета при прокуратуре (СКП) РФ Владимир Маркин.
По его словам, уже возбуждено уголовное дело по части 3 статьи 227 УК РФ (пиратство, совершенное с применением насилия и оружия организованной группой). В соответствии с ней разбойники могут угодить за решётку на срок до 15 лет.
Тем временем из Аденского залива пришла ещё одна новость об успешной операции против пиратов. На сей раз её провели военные двух стран ЕС — Франции и Швеции. Скандинавский патрульный самолёт обнаружил бандитское судно-базу и две быстроходные пиратские лодки. Информация была передана французскому кораблю La Fayette. Дальнейшее было делом техники.
Когда французский корабль приблизился на расстояние выстрела, судно-база и одна из лодок сразу остановились. Другая лодка попыталась уйти, но залп французских моряков вывел её из строя. 12 пиратов задержаны, сейчас французы решают, что с ними делать дальше.
Нападение на российский танкер, а также успешные действия российских и французских военных моряков вновь поставили на повестку дня вопрос: что делать с пиратством? В прошлом году их вроде бы решили направлять в тюрьму, которую намеревались создать при Международном суде в Гааге.Но этого так и не было сделано.
Но даже если бы и было — разве испугаешь комфортными голландскими застенками людей, живущих в голоде и нищете? Не исключено, что даже российская колония окажется для них намного лучше сомалийской действительности. Так что же — уничтожать пиратов?
"Международное сообщество не определилось со статусом подобных преступников, — сказал "Правде.Ру" эксперт по африканским пиратам Иван Коновалов. — Пленными их не назовешь, поскольку войны в классическом плане у берегов Сомали нет. Очень часто разбойников считают уголовниками, грабителями, пытающимися получить экономическую выгоду преступным путём. Хотя, несомненно, их действия можно было бы трактовать как терроризм, поскольку они берут в заложники людей.
Западные государства, которые много думали по поводу создания международной тюрьмы для пиратов, так и не определились, где её организовать и главное, на каких правовых основаниях судить пиратов, — продолжает наш собеседник. — Пока каждый поступает с ними, как хочет. То есть на основании собственного законодательства. Кто-то, как Франция или США, везет их к себе и судит там. Другие выдают их в соседние с Сомали Кению и Йемен, где они и содержатся. Подобная неразбериха мешает делу борьбы с этим злом".
Коновалов обратил внимание и такой факт: "Несмотря на присутствие у Африканского Рога огромной армады военных кораблей разных стран, интенсивность, а главное результативность пиратских вылазок практически не уменьшилась. Дело в том, что многие государства, пославшие туда своих военных моряков, подчас не особенно горят желанием исправить ситуацию. А просто демонстрируют всем свои "мускулы" в имеющем стратегическое значение районе, через который проходят важные пути транспортировки нефти".
В свою очередь, военно-морской эксперт Константин Сивков высказал в интервью "Правде.Ру" ряд радикальных предложений по борьбе с пиратством.
"Если бы дело было только в сомалийских пиратах, вопрос бы давно решили. За захват судна они получают выкуп в среднем в два миллиона долларов. Таких кораблей в плену побывали сотни. Если бы миллиард долларов попал в сомалийскую казну, страна бы эта купалась в золоте. Запросы у её жителей маленькие, таких денег хватило бы им до конца дней. И они бы в какой-то момент сами оставили свой промысел. Или, по крайней мере, резко бы сократили число нападений.
Но на деле в море выходят только рядовые исполнители, которым перепадают от выкупа жалкие крохи. Возникает вопрос: а откуда у этих бедных людей дорогие гранатомёты, автоматы, абордажные крюки? Их явно кто-то оплачивает. Причём я подозреваю, что сидят они отнюдь не на сомалийском берегу, а в хороших офисах Нью-Йорка или Лондона. Куда и утекают основные деньги, получаемые в качестве выкупа, — считает Сивков.
— Чтобы уничтожить пиратов, нужно ударить по их хорошо оснащённым базам на берегу. Но такой приказ не поступает. Почему? Есть подозрение, что этого не хотят представители крупных банков и транснациональные корпорации. А где находятся штаб-квартиры этих ТНК и банков? Преимущественно в США и Великобритании. В правительствах этих стран есть лоббисты, которые, возможно, и блокируют попытки отдать приказ на подавление пиратских баз.
Нежелание бороться с сомалийским пиратством, — резюмирует эксперт, — нежелание США и НАТО бороться с наркотрафиком в Афганистане и нынешний мировой кризис, возможно, взаимосвязаны. Имеющие своих лоббистов во многих властных коридорах, банки и ТНК получают с этого слишком большие прибыли. Значит, можно сказать: чтобы покончить с пиратством, нужно ликвидировать нынешнюю спекулятивную мировую банковскую и биржевую систему".
О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".
Надо наслаждаться жизнью — сделай это, подписавшись на одно из представительств Pravda. Ru в Telegram; Одноклассниках; ВКонтакте; News.Google.