Европейский "карантин" для белорусской элиты

В последнее время Белоруссия приковывает к себе много внимания. Как правило, это связано с яркими речами президента Александра Лукашенко, негодующего по поводу политики России. Но на сей раз обнаружилось недовольство его собственным поведением. 29 апреля Парламентская ассамблея Совета Европы (ПАСЕ) проголосовала за приостановление контактов в белорусским руководством.

По мнению членов Ассамблеи, страна не показывает прогресс в приближении своего законодательства к европейским стандартам. Особенно не нравится ПАСЕ то обстоятельство, что Белоруссия остаётся последней страной в Европе, где существует смертная казнь, и приговоры приводятся в исполнение. И по этой причине она остаётся ещё и единственным государством, не входящим в Совет Европы, где мораторий на смертные приговоры является необходимым условием для членства.

Бурю возмущения у депутатов вызвал мартовский эпизод, когда белорусские власти привели в исполнение смертные приговоры в отношении двух людей, признанных виновными в убийствах. О том, что мужчины расстреляны, их родственники узнали через несколько дней после казни.

"Ассамблея принимает решение приостановить свою деятельность, включая контакты на высоком уровне с парламентом Белоруссии и правительственными органами. ПАСЕ осуждает казни, приведенные в исполнение в марте 2010 года в условиях полной секретности и во время, когда комиссия ООН по правам человека потребовала отсрочки в исполнении казней в ожидании ее изучения этих дел", — говорится в резолюции этой организации.

"Ассамблея выражает сожаление, что последнее развитие событий в Белоруссии демонстрирует отсутствие прогресса в направлении стандартов Совета Европы и отсутствие политической воли со стороны белорусских властей воспринять ценности Совета Европы и достичь успеха в направлении стандартов Совета Европы ", — полагают депутаты.

Вопрос смертной казни — вещь деликатная. Но, к неудовольствию поборников ее отмены, такое наказание существует в Белоруссии на совершенно демократических основаниях. В 1996 году в стране прошёл соответствующий референдум, и свыше 80 процентов участников высказались за сохранение высшей меры наказания. Согласно белорусским законам, отменить смертную казнь также можно с помощью референдума.

Были к Белоруссии и другие претензии. Одна из них — традиционная для всех последних лет. Дескать, нет свободных выборов, не пускают на них международных наблюдателей. В связи с этим члены ПАСЕ решили продолжить поддержку белорусских неправительственных организаций, их укрепление. Собственно говоря, белорусскую оппозицию на Западе уже 15 лет поддерживают совершенно открыто, и тут ничего нового нет.

Фото: AP

Читайте также: Лукашенко пожаловался на "ядерный нож" у белорусского горла

Но с подачи делегации Польши появился новый пункт. ПАСЕ недовольна случаями нарушения прав польского меньшинства. Очевидно, имеются в виду закрытия польских культурных центров, отказ на въезд в Белоруссию ряду польских ксендзов. Можно также вспомнить нежелание местных властей регистрировать оппозиционный Союз поляков, деньги на финансирование которого выделяются из государственного бюджета Польши.

Официально в Белоруссии живёт 450 тысяч этнических поляков. Возможно, эта цифра существенно преуменьшена — многих местных католиков в советские времена заставляли записываться белорусами, хотя они считали себя поляками. И пастве, действительно, может не хватать ксендзов, а желающим изучать польский язык — квалифицированных преподавателей. Зная жёсткость Лукашенко, белорусские власти могли в какие-то моменты перегнуть палку.

Но, с другой стороны, сама Польша делала всё, чтобы белорусское руководство с подозрением относилось к деятельности польских организаций. Варшава, Краков и Белосток являются важнейшими центрами радикальной оппозиции. Покойный президент Лех Качиньский призывал Европу отправиться на Белоруссию "крестовым походом". Самим белорусским полякам часто рассказывают, что земля, на которой они живут, долго входила в состав исторической родины.

Интересно, что столь резкая критика Белоруссии прозвучала в тот момент, когда между Лукашенко и руководителями ЕС вроде бы наметилось сближение. Уже полтора года, как Евросоюз приостановил санкции в отношении Белоруссии. За последний год в Минске побывали несколько высокопоставленных делегаций из Европы. А Лукашенко нанес визиты в Литву и Италию и неоднократно выражал желание углубить сотрудничество с европейскими странами.

Наконец, в последние дни он несколько раз критически высказался об отношениях с Россией. Которую, как известно, очень многие депутаты ПАСЕ не жалуют. Но, видимо, даже резкие антироссийские высказывания не изменили сложившегося в глазах европейцев отрицательного отношения к "Батьке" как к "последнему диктатору Европы", нарушающему основные права человека. С таким, мол, невозможно иметь дело. И значит, якобы не о чем разговаривать.

Решение ПАСЕ приостановить диалог с руководством Белоруссии прокомментировал "Правде.Ру" политолог, директор Международного института политической экспертизы Евгений Минченко.

— За полтора года потепления отношений между Белоруссией и Евросоюзом европейские политики так и не привыкли к Лукашенко. Хотя и заигрывали с ним всё это время, логика действий этого человека так и осталось для них непонятной.

Фото: AP

В Европе сейчас преобладает инерционная, закостенелая бюрократия, которая уже давно для себя определила, как нужно поступать в той или иной ситуации. Она не способна сделать шаг вправо или шаг влево. Если уж решила, что смертная казнь — это зло, то переубедить этих чиновников практически невозможно. Вот и решили послать Лукашенко предупредительный сигнал — дескать, вести себя хорошо, играть следует по заранее установленным правилам.

Однако белорусский президент — гибкий политик, способный сделать шаг вправо или шаг влево. Если обстановка требует — вмиг отойдёт от написанных ранее правил. И это для европейцев в диковинку. Кроме того, депутаты ПАСЕ не могут свыкнуться с тем, что все решения в Белоруссии принимает один человек. Тем более способный идти наперекор сложившимся правилам.

Что же касается претензий по поводу белорусских поляков… С точки зрения европейских стандартов, польские организации Белоруссии не делают ничего криминального. Но надо помнить, что костёл играет огромную роль в общественной жизни Западной Белоруссии, где очень сильно польское влияние. И крайне важно, кто и что там проповедует. Поэтому белорусские власти и вводят всякие ограничения, опасаясь утратить своё влияние на собственных граждан.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить