Судьба русских в Киргизии: погромы и перспективы

В Киргизии началось националистическое давление на русскоязычное население. По информации информагентств, в республике наблюдаются попытки захвата принадлежащего русским бизнеса, а также недвижимости, включая жилые дома.

Напомним, что о первых таких случаях стало известно еще на прошлой неделе. 14 - 15 апреля толпа хотела захватить хладокомбинат № 1 неподалеку от города Токмок, но отступила перед отрядами самообороны. Некоторые СМИ пишут даже о якобы проявляющихся агрессивных попытках устроить погромы в отношении русских.

"Националистические лозунги сейчас в стране действительно периодически звучат, - сообщила "Правде.Ру" недавно переехавшая из Киргизии Снежанна Ярощук. - Однако пока нельзя говорить о том, что они носят массовый характер. В основном имеют место отдельные националистические выходки. Так, толпа пьяных молодых киргизов недавно едва не избила русского парня моей знакомой, шедшего к ней на свидание. Парень успел скрыться в ее доме. Так эти молодчики забросали его камнями, перебили окна и шифер на крыше, угрожали поджогом. И при этом кричали, чтобы русские убирались из Киргизии. Такие истории происходят в разных уголках республики", - утверждает Снежанна Ярощук.   

Поступающие в последнее время данные о проявлениях национализма становятся все тревожнее. На прошлой неделе киргизы пытались захватить дома русскоязычных граждан в селе Маевка, расположенного неподалеку от Бишкека. Вооруженная палками толпа молодежи "врывалась в дома русских и требовала, чтобы они убирались", - цитирует РИА Новости слова одной из жительниц села.

Подобные выходки были отмечены и в поселке Гидростроитель, расположенном в районе вышеупомянутого города Токмок. Группы молодых людей обходили дворы, требуя, чтобы «русские убирались с киргизской земли». А 19 апреля подобные беспорядки якобы начались в селе Ленинское, находящимся близ Бишкека, а также на окраинах столицы.

Об остроте ситуации свидетельствует реакция российского МИД. По словам его официального представителя Андрея Нестеренко, "серьезную обеспокоенность вызывает то, что в последние дни в посольство России в Бишкеке поступают многочисленные обращения граждан Российской Федерации и российских соотечественников в связи со случаями рейдерских захватов и нападений на офисы их компаний и жилые дома, проявлениями бытового национализма в Бишкеке и других районах Киргизии".

Фото: AP

Дислоцированные на севере республики российские военные, где расположена наша авиационная база,  в ситуацию пока не вмешиваются. Несмотря на явное бессилие местных правоохранительных органов. Хотя, напомним, во время беспорядков 6 - 8 апреля группировка войск РФ в республике, состоящая из 400 человек, была усилена 150 десантниками.

Такой разворот событие поневоле вызывает в памяти то, что происходило в начале 90-х в Таджикистане. Когда в ходе вспыхнувшей гражданской войны многочисленное русское население подвергалось жестоким гонениям, вплоть до убийств и изнасилований. В результате был его массовый исход из республики. Неужели эта кровавая история повторится?

Заведующий сектором Средней Азии Института стран СНГ и Балтии Андрей Грозин, с которым побеседовала "Правда.Ру", допускает это с оговорками.

- В отличие от Таджикистана и других среднеазиатских стран, антирусской политики на государственном уровне здесь до сих пор не замечалось. Например, при Курманбеке Бакиеве ни о каком наступлении на русский язык, чем "прославились"  многие бывшие республики СССР, здесь даже не заикались. Обстановка в Киргизии  в этом отношении весьма толерантная. В феврале-марте была приостановлена деятельность нескольких русскоязычных Интернет-порталов, писавших разоблачительные материалы об окружении сына Курманбека Бакиева, но это скорее было сделано в рамках борьбы с оппозиционными СМИ.

- Вероятно, не последнюю роль играло то, что жена Курманбека Бакиева - русская?

- Дело не столько в этом. До последнего времени у киргизов вообще не было негатива по отношению к русским. В том числе и потому, что их в этой республике осталось не так много. Те, кто хотел и мог, уехали еще в середине 1990-х гг.

- Так  что же происходит сейчас?

- Имеют место попытки передела собственности. И пока нельзя сказать, что эти действия направлены исключительно против русских. Дело в том, что именно представители русской общины Киргизии занимают видные места в местном бизнесе, особенно мелком и среднем. И возникает большой соблазн его забрать, пока новая власть в Бишкеке еще слаба.

Читайте также: Киргизия рискует стать вторым Афганистаном

Словом, подоплека выходок, о которых идет речь, в стране пока сугубо материальная. Ведь давлению и погромам подвергаются не только русские, но и казахские, китайские и узбекские бизнесмены. С другой стороны, соблазн отобрать собственность и бизнес у русских наблюдается и потому, что в отличие от киргизов они менее сплочены, а значит, как считается, не смогут оказать серьезного сопротивления.

- Очень похоже на то, что подобные проявления кем-то организованы. Кто, по-вашему, может стоять за спинами погромщиков?

- Существуют разные версии. Но в первую очередь это выгодно противникам нынешнего временного правительства, в том числе и пробакиевским кланам. Подобные действия показывают, что оно пока не контролирует ситуацию в стране. Есть и другая версия: участие внешних сил, которым выгодно ослабление в стране российских и, скажем, китайских позиций. Учитывая, что Киргизия буквально нашпигована западными неправительственными организациями, долго уговаривать погромщиков не приходится. И особо много денег в нищей стране на это не потребуется. 

- Но ведь на территории республики расположена российская военная база в Канте. Неужели погромщики не отдают себе отчета, что Россия может вмешаться, чтобы защитить своих соотечественников? Как, например, неоднократно делали те же французы в Африке, в частности, Кот д'Ивуаре?

- Такой вариант возможен, но лишь в самом крайнем случае. Здесь много проблем. Франция может это себе позволить, и когда нужно защитить свои интересы, она пускает в ход Иностранный легион, которого у нас нет. Более того, французы во многих случаях связаны с африканскими режимами договорами о помощи.

У нас же ситуация иная. Главная сложность - это то, что нынешняя власть в Бишкеке нелегитимна. А раз так, то она не может обратиться с просьбой к России о наведении порядка. Во всяком случае, до проведения выборов и утверждения новой Конституции. Без этого направлять войска, да еще для проведения сугубо полицейской операции с нашей стороны вряд ли возможно. И, тем не менее, никто не даст гарантии, что этого не придется делать.

- Андрей Валентинович, все-таки я вернусь к своему первому вопросу. Положение русскоязычного населения представляется тревожным. Что его ожидает? Может ли ситуация пойти по таджикскому варианту?  

- Пока об этом речь не идет. Судя по поступающим из Киргизии сообщениям, новая власть постепенно крепнет, и в первую очередь в ее интересах не допустить скатывания ситуации к хаосу. Впрочем, гарантий того, что в Киргизии не повторятся события начала 1990-х гг. в Таджикистане, нет. Все мы видели крайне агрессивное поведение толпы во время событий 6 - 8 апреля. Кроме того, многое зависит и того, что мы с вами уже затронули: кто стоит за спинами погромщиков и какие именно ставит цели?

Однако даже и без  физических угроз особых перспектив у русских здесь я не вижу. В Киргизии, как и в других среднеазиатских республиках, устойчива  тенденция отдавать предпочтение в политике и бизнесе "титульной нации".

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить