Внешнеполитические тупики Леха Качиньского

В Кракове 18 апреля состоялись похороны погибшего в авиакатастрофе под Смоленском президента Польши Леха Качиньского и его супруги Марии. За скорбной церемонией наблюдали сотни тысяч человек. Проститься с польским лидером прибыли десятки руководителей государств и правительств. Российскую делегацию возглавил Дмитрий Медведев.

Лех Качиньский был очень заметной фигурой не только на национальном, но и на мировом политическом небосклоне. Его деятельность вызывала неоднозначную реакцию и в Польше, и за её пределами.

Во многом сограждане были солидарны со своим президентом. Будучи ярыми католиками, большинство поляков в штыки воспринимали идею проводить в стране гей-парады, узаконить однополые браки. И когда Лех Качиньский в резких выражениях отвергал такие идеи, жители Польши относились к этому с пониманием. Кроме того, их восхищали трогательные отношения своего лидера с супругой.

Однако было и то, что основной массе народа не нравилось. Вспомним хотя бы назначение брата-близнеца Ярослава Качиньского премьер-министром. Или бесконечный судебный процесс над последним коммунистическим руководителем Польши Войцехом Ярузельским. Сами поляки сравнивают это со средневековой "охотой на ведьм".

Экономически Польша так и не сумела преодолеть отставание от более развитых стран Европы. Не смогла по основным показателям догнать не то, что Германию — даже Чехию. Миллионы граждан как ездили на заработки в Западную Европу до прихода к власти Качиньского, так и продолжали заниматься этим при нём. Стоит ли удивляться, что покойный глава государства не был фаворитом очередных президентских выборов в этом году.

Читайте: Катынский излом Леха Качиньского.

Значительная часть претензий поляков касались и весьма своеобразной внешней политики, которую проводил Качиньский. Своими мыслями о ней, а также о том, как теперь будут развиваться российско-польские отношения, поделились с "Правдой.Ру" эксперты Сергей Марков и Александр Рар.

Сергей Марков, депутат Госдумы, политолог:

— Нужно признать, что итоги внешней политики Качиньского не впечатляют. Он мечтал сделать Польшу великой страной, примерно равной по влиянию Германии, Франции, Великобритании. Избрал для воплощения своей мечты линию бесконечных конфликтов с Россией. И прогадал. Польша при нём фактически оказалась в дипломатической изоляции.

Фото: AP

Качиньский прославился как евроскептик, конфликтовавший не только с Россией, но и с Евросоюзом. Он тормозил процессы евроинтеграции, вообще вёл себя нетрадиционно для современной политики. И сам президент, и его страна стали восприниматься в Европе как капризная, вечно всем недовольная барышня. Бесконечные спекуляции на исторические темы не вызвали понимания в Брюсселе. В ЕС неоднократно выражали недовольство радикально антироссийским курсом Польши.

Покойный президент мечтал превратить свою страну в великую державу. Он очень хотел, чтобы Польша отвечала за всю восточную политику Евросоюза. Но эти планы потерпели крах. "Оранжевые" на Украине, которых яростно поддерживали в Варшаве, с треском провалились. Сместить неугодного полякам белорусского лидера Лукашенко не удалось. Своих восточнославянских соседей они думали использовать против России. Не вышло.

Чего добилась Польша теми же спекуляциями на Катыни, желанием разместить элементы американской ПРО или поддержкой президента Грузии Михаила Саакашвили? Добилась того, что в обход её территории был по дну Балтийского моря проложен газопровод "Северный поток". Учитывая бесконечные русофобские выходки польского руководства, России и странам Западной Европы нужны были надёжные гарантии, что топливо дойдёт до потребителей. Вот ещё одна издержка курса президента Качиньского.

Смотрите фоторепортаж В Польше продлён общенациональный траур.

Можно предположить, что после трагедии под Смоленском российско-польские отношения улучшатся. Вообще, у России есть огромные проблемы только с пятью странами ЕС. Наиболее тяжела ситуациясЛатвией и Эстонией, где грубо попираются права русскоязычного населения и где вместо демократии существуют этнократия и полицейское государство. Несколько проще (хотя и тут проблемы есть) обстоит дело с Литвой и Румынией. И вот теперь, вероятно, с Польшей.

Стремление к улучшению российско-польских отношений показали сами поляки. Вспомним, что на парламентских выборах 2007 года победил нынешний премьер Дональд Туск, пообещавший наладить диалог с Россией. Да, переговоры идут непросто, но идут. И польское общество выражает поддержку его линии на российско-польский диалог.

Есть и внешние факторы, способствующие улучшению двусторонних отношений. Так, Польша является членом Евросоюза, который после войны в Южной Осетии избрал линию на диалог, а не на конфронтацию с Россией. Кроме того, раньше поляков подталкивала на бесконечные претензии к нам прежняя администрация США. Но сегодня на смену Джорджу Бушу и Ричарду Чейни пришла команда Барака Обамы, относящаяся к России лучше предшественников. Так что подстрекать поляков сегодня некому.

Наконец, сама Россия сделала немало. Вспомним хотя бы недавнюю совместную молитву в Катыни Владимира Путина и Дональда Туска. И после самой катастрофы российское руководство вело себя практически идеально.

Да, исторические претензии никуда не денутся. Да, огромная часть польскойэлиты по-прежнему будет ориентироваться исключительно на США. Да, диалог будет идти непросто. Но все условия для улучшения российско-польских отношений после трагедии с Лехом Качиньским созданы.

Фото: AP

Александр Рар, директор Центра Россия-Евразия Совета по внешней политике ФРГ:

— Лех Качиньский был очень своеобразным политиком, этаким крепким орешком, непохожим на европейских бюрократов. Он всегда дрался за интересы Польши, постоянно их выпячивая, и по этой причине с трудом вписывался в общеевропейский контекст. Так, именно из-за его упрямства и стремления выбить особые привилегированные условия для Варшавы очень сильно затянулись переговоры по европейской Конституции.

И Качиньский больше воспринимал участие Польши в западных институтах, в том числе и в НАТО, как военную защиту от России. Он действовал и мыслил — как человек прошлого — категориями холодной войны, воспринимая Российскую Федерацию как враждебную Польше страну. Это был один из самых главных выразителей идеи сдерживания вашей страны, который постоянно выступал с антироссийскими идеями — от размещения элементов ПРО на своей территории до включения в НАТО Грузии и Украины.

И тем самым выражал идеи радикальной части польского общества, настроенного отрицательно по отношению к России. Что принесло Польше большой вред. Ведь ее президент фактически стал отражать эти настроения в ущерб отношениям с Россией.

Он постоянно позиционировал себя как христианского политика, стремящегося к возрождению в Европе ценностей христианства. Но несмотря на свои христианские позиции, далеко не всегда вел себя как настоящий христианин, способный преодолеть гордыню и неприязнь по отношению к другим, включая Россию. Качиньский не мог, да и не хотел договариваться с ней. Причем, приезжая в Россию, демонстрировал нежелание встречаться с российским руководством. И это еще больше усугубляло имеющиеся проблемы в отношениях двух стран.

И он действительно жил категориями войны. И не только в отношении России. И при этом умудрялся вызывать негативную реакцию и у своих европейских соседей. Например, глава Польши отличился высказываниями вроде "Немцы должны больше других стран ЕС платить в общеевропейский котел, потому что они начали войну".

Но то, что случилось 10 апреля под Смоленском, — этого просто не может быть! Лех Качиньский захотел поклониться катынским могилам и погиб там же, в этом теперь уже вдвойне страшном для поляков месте. Мы не можем после его гибели говорить о нём очень резко, но в любом случае, это был настоящий польский патриот.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир".

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить