Словакия с историей не воюет

4 апреля исполнилось 65 лет со дня освобождения Красной Армией столицы Словакии — Братиславы. По этому случаю в стране проходят многочисленные памятные мероприятия, которые займут несколько дней и станут своего рода прелюдией к визиту в Словакию Дмитрия Медведева.

Президент России будет находиться в Братиславе 6-7 апреля и, среди прочего, почтит память погибших на словацкой земле бойцов Красной Армии.

Наши отношения со Словакией выгодно отличаются от тех, которые связывают Россию с другими бывшими соцстранами Европы. В последние годы мы практически стали союзниками. Достаточно сказать, что президент Словакии Иван Гашпарович и премьер Роберт Фицо на саммите НАТО в апреле 2008 г. не поддержали вступление в альянс Украины и Грузии и категорически отказались признавать независимость Косово.

В августе того же года Фицо стал первым в Европе политиком, открыто заявившим о том, что агрессором в югоосетинской войне стала Грузия. А уже в начале 2009 г. он дал понять, что виновником российско-украинского газового конфликта, от которого в значительной мере пострадала и Словакия, была Украина. Это шло вразрез с заявлениями большинства европейских политиков, старавшихся возложить основную вину на Россию.

Надёжным фундаментом российско-словацких связей служит отношение словаков к прошлому, особенно к истории Второй мировой войны. "Историю невозможно пересматривать, память о тех днях должна сохраняться вечно", — заявил в прошлом году президент Гашпарович, говоря о переоценке итогов войны. Представить себе такое из уст его польского коллеги Леха Качиньского трудно.

В Словакии чтят заслуги советских воинов, погибших в боях за освобождение страны от нацистов. Подтверждением чему является и впечатляющий памятник на холме Славин в Братиславе. Рядом находится кладбище, где похоронены наши бойцы. Властям страны и в голову не приходит повторить то, что сделали с "Бронзовым солдатом" в Эстонии. Памятники поменьше стоят и в других городах.

Есть ещё одна "параллель" с Прибалтикой. Дело в том, что в 1939–1945 гг. существовала Словацкая республика, которая была союзником нацистской Германии. Мало того — первым в истории независимым словацким государством. Однако нынешняя страна считает себя наследницей Чехословакии, входившей в антигитлеровскую коалицию.

Фото: AP

Представить себе парад коллаборационистов, марширующих по Братиславе, подобно ежегодным рижским шествиям, трудно. "Во время Второй мировой войны нам хотели навязать режим, который словаки не могли принять", — сказал в прошлом году по этому поводу президент Гашпарович. То есть на официальном уровне дал отпор тем, кто пытается возвести руководителей первой Словацкой республики в ранг национальных героев.

Лишнее свидетельство уважения к истории — прошедшие в прошлом году торжества по случаю 65-летия антифашистского словацкого восстания. Участвовавшим в нем партизанам по мере сил помогал СССР, хотя вторгшиеся в страну гитлеровцы восстание подавили. Тем не менее, праздником является 29 августа — день его начала, а не 14 марта — день провозглашения союзной Гитлеру Словацкой республики.

События, омрачавшие российско-словацкие отношения, случались. Вспомним хотя бы антибольшевистскую борьбу чехословацких легионеров в Гражданской войне в России 1918-1920 гг. Или ввод советских войск в Чехословакию в 1968 г. Но сегодня подобные исторические эпизоды влияния на политику не оказывают.

Словом, вполне логично, что Дмитрий Медведев посетит Братиславу в дни празднования ее освобождения. Этот визит является убедительным доказательством высокого уровня отношений между двумя странами. Ответный шаг Иван Гашпарович намерен сделать 9 мая. Он без колебаний согласился приехать в Москву на празднование 65-летия Победы.

Тему продолжают эксперты "Правды.Ру" Сергей Хелемендик и Виктор Никитин.

Сергей Хелемендик, депутат парламента Словакии, публицист:

— Объяснений того, что отношения России и Словакии намного лучше, чем у России с другими бывшими соцстранами Европы, несколько. Главная причина в том, что традиционно доброе отношение нашей страны к России уходит корнями в начало XIX века. Словаки, которые в массе своей верят в духовную сущность славянства, — русских логично считают самым сильным и великим славянским народом.

Немаловажно и то, что в 2006 г. в Словакии пришло к власти правительство Роберта Фицо, и унизительную, почти лакейскую проамериканскую политику Микулаша Дзуринды сменила новая, взвешенная позиция, которая учитывает важную роль России в Европе и мире.

Читайте также: Чехия и Словакия — Россия: сотрудничество на фоне тяжких проблем

Обращу также внимание на то, как в Словакии относятся к могилам павших советских воинов. Словаки — глубоко и искренне верующий христианский народ, который уважительно относится к любым захоронениям. Он не воюет с историей, а принимают ее такой, какая есть.

За могилами советских воинов бережно ухаживают, оккупантами Красную армию 1944 г. в Словакии не назовет ни один "атлантический ястреб", тем более что на всю страну таких "ястребов" раз-два и обчелся. Эстонский позор с "Бронзовым солдатом" в Словакии невозможен.

Виктор Никитин, российско-словацкий историк:

— Отношение Словакия к России можно охарактеризовать и такими фактами. Там есть политики, которые называют себя "русофилами". А словацкие националисты принципиально ориентируются на развитие отношений с Россией.

Фото: AP

Два правительства независимой Словакии — Владимира Мечьяра (1993-1998 гг.) и Роберта Фицо (с 2006 г.) — являлись едва ли не самыми пророссийскими в бывших соцстранах Европы. Да, в промежутке существовал кабинет Микулаша Дзуринды (1998-2006 гг.), который считали проамериканским. При нём Словакия вошла в ЕС и НАТО. Но и то правительство назвать антироссийским было нельзя.

Приведу наглядный пример. В 2001 г. проамериканская газета SME попросила читателей назвать лучшего политика года в мире. Несмотря на антироссийскую направленность издания (тогда, в разгар второй чеченской кампании, оно ежедневно публиковало статьи, критикующие российские действия в Чечне), в опросе победил Владимир Путин. Ситуация почти повторилась в 2005 г., когда его опередил только президент близкородственной Чехии Вацлав Клаус.

Отношение словаков к России в полной мере характеризуется и заботой о памятниках советским воинам. Даже при проамериканском премьере Дзуринде не возникал вопрос о перезахоронениях. Хотя вокруг памятника на холме Славин очень дорогая земля. Словаки бы сочли перенос захоронения кощунством.

Достаточно приехать весной или летом на Славин и оглядеться вокруг. Туда постоянно приезжают экскурсии из многих словацких школ, детям рассказывают о совместной борьбе советских солдат и словацких партизан против фашистов.

Эти факты, на мой взгляд, доказывают дружественное отношение словаков к России. Так что в приглашении президента Медведева в Братиславу именно в начале апреля нет ничего удивительного.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить