Реанимация российско-украинских отношений. Взгляд из Киева

Россия и Украина обречены на тесное сотрудничество. Оно определяется их соседством, родством народов, интегрированными экономическими, социальными и культурными связями. Однако отношения двух стран в канун украинских президентских выборов застыли на нулевой отметке.

И сейчас нового президента Украины ждет не только Россия, но и большинство крупных мировых геополитических игроков. Ситуация, когда государство в центре Европы, с 46-ю миллионным населением, ведет непрогнозируемую внешнюю политику, погрязло во внутреннем политическом хаосе и неспособно адекватно воспринимать главного стратегического партнера — Россию, слишком опасна. От нормализации градуса украинско-российских отношений зависит политическая и экономическая стабильность в европейском регионе.

ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ОСНОВА

В экономическом аспекте Россия является нашим стратегическим партнером, доля ее продукции в товарообороте Украины составляет 24 процента. Первая линия разлома в экономических взаимоотношениях началась после попытки действующей власти Украины установить монополию на транзит газа. Затем ситуация усугубилась несанкционированным отбором газа из транзитной системы и постоянно увеличивающимся долгом перед Россией за потребленное голубок топливо. Одна из важнейших сфер сотрудничества — энергетическая — оказалась полностью заполитизированной.

Если до 2004 года достаточно умеренная внешняя политика Киева в отношении Москвы сдерживала ухудшение экономического партнерства, то после "Оранжевой революции" иначе, как провокационной, ее назвать невозможно. Последние пять лет в Украине существовала идеология: "Для того чтобы иметь хорошие отношения с Западом, надо испортить отношения с Россией". Как известно, такая тактика оказалась не только провальной, но и сокрушительной для отечественной экономики.

Но существует и другая сторона медали. Сегодня базовым документом, определяющим украинско-российские экономические взаимоотношения, является Программа межрегионального и приграничного сотрудничества. Однако ее не подкрепляет должная системность, а представления в обоих государствах о планах развития и потребностях регионов соседней страны туманны и расплывчаты.

В инвестиционной сфере ситуация несколько другая. Россия продолжает оставаться одним из ведущих инвесторов Украины, занимая среди них стабильно 7-е место. Так, общий объем российских вложений на 1 января 2009 г. составил 1, 85 млрд. долларов.

Нормализация экономического сотрудничества, подобного рода прагматизм способен стать лейтмотивом обновления российско-украинских отношений. Исходя из стратегических интересов и предпосылок взаимовыгодными в перспективе видятся следующие направления.

Фото: AP

1. Энергетическая отрасль. Развитие единой энергетической системы, совместное использование нефтеперерабатывающих производств.
2. Развитие и модернизация транспортной инфраструктуры.
3. Производство ракетно-космической техники и самолетостроения.
4. Черная, цветная и специальная металлургия и металлообработка.
5. Агропромышленный и пищевой комплексы.
6. Ресурсо- и энергосберегающие наукоемкие технологии.
7. Научно-техническое, инвестиционное и инновационное сотрудничество.

Мы не можем игнорировать тот факт, что при правильно осуществляемом экономическом сотрудничестве, отказе от политического противостояния наши страны могли бы существенно улучшить свое положение в мировой экономике, добившись многократного повышения мощности банковско-инвестиционной системы, промышленного сектора и многих других сфер.

Читайте также: Ющенко позаботился о расколе Украины

ГУМАНИТАРНАЯ ЛИНИЯ РАЗЛОМА

Украина и Россия имеют общее культурно-историческое наследие. Но на протяжении длительного времени двухстороннее сотрудничество в культурной сфере выпало из зоны внимания обоих государств, которые не смогли и тут избежать политизации.

Нужно признать, что украинские "оранжевые" политики преднамеренно шли по пути нагнетания напряженности в гуманитарных вопросах. Статус русского языка, перекраивание исторических фактов, конфликт в религиозной сфере — все это звенья одной цепи, которая сковала дальнейшие перспективы культурного сотрудничества. У нас в стране абсолютно любая дискуссия по конфликтным гуманитарным вопросам была приравнена к "слепому преклонению" перед Россией. Таким образом, Украина не только усложнила диалог с соседом, но и получила внутренний социальный раскол.

Сегодня существует дефицит контактов творческой интеллигенции, ученых и представителей экспертных сообществ двух государств. Как следствие — не развивается сотрудничество в сфере образования и науки. Связи между вузами двух стран бессистемны и локальны. А в основном приняты критический тон, постоянные взаимные обвинения и упреки. Но ведь именно цивилизованный диалог интеллектуальной элиты способен привести к началу конструктивного сотрудничества в межгосударственных гуманитарных вопросах.

Языковая и историческая проблематика, пожалуй, самая конфликтная в гуманитарных отношениях Украины и России. Она обрела хронический характер, крайне политизирована и является источником постоянного противостояния на официальном уровне. Как только политика исчезнет из дискуссии, тональность диалога имеет все шансы измениться. Обсуждения таких конфликтных исторических тем, как ОУН-УПА, Голодомор, обязаны быть исключительно профессиональными. Уже давно возникала насущная необходимость в создании позитивного информационного поля вокруг нашего гуманитарного партнерства - в противовес нагнетанию резких выпадов в ангажированных СМИ обоих государств.

Фото: AP

ГЕОПОЛИТИЧЕСКИЙ РУБИКОН

Украина внесла весомый вклад в раскол восточноевропейского геополитического пространства. Сейчас не существует единого "западного" подхода к Украине. А неадекватность украинской позиции по вопросу членства в НАТО, поддержка Грузии в августовских военных событиях на Кавказе 2008 года — вызвали обострение отношений с Россией. Потеряв в ее лице партнера и союзника, Украина, в сухом остатке, не нашла таковых и на Западе.

Сейчас ключевой вопрос внешней политики заключается не столько в поведении и намерениях других государств или организаций, сколько в самой Украине и её выборе. Как отмечает The Observer (Великобритания) от 11 января 2010 года: "Постоянная беда Украины в том, что важные решения относительно будущего страны принимают в столицах иностранных государств. И это лучше всего объясняет, почему украинская политика так часто является нестабильной и дисфункциональной".

Цивилизованная многовекторность внешней политики характерна для современных развитых государств. Видимо, Украине стоит только научиться такой стратегии. Выравнивание отношений с Россией и уменьшение гипертрофированного еврооптимизма - это две первостепенные задачи для нового президента страны. Особенно они актуальны на фоне деградации европейской архитектуры безопасности. Непонимание или игнорирование Украиной необходимости изменения внешнеполитических векторов может привести к возникновению геополитического разлома в Центре Европы, от чего наша неустойчивая государственность имеет все шансы существенно пострадать.

Безусловно, проблема российско-украинских отношений отягощена многими негативными факторами. Образ двух братьев, конкурирующих друг с другом, известен еще с древних времен. При этом вполне естественно, что каждая сторона вполне искренне обвиняет другую в возникновении конфликта. С точки зрения России, виновниками противоречий и противостояний на различных этапах истории выступал как поощрявший украинское национальное движение Запад (от Австро-Венгрии, Польши в XIX веке до США в ХХІ веке), так и отдельные украинские политики (от Бандеры до современных Ющенко или Тягнибока).

Читайте также: Украинская разведка боем на "нефтяном фронте"

В Украине же бытует мнение, согласно которому Россия на разных исторических этапах своей экспансией воспрепятствовала ее независимому развитию, а оно в удобном случае могло бы привести к созданию государства, основанного на европейских ценностях.

Но не стоит забывать, что полярные суждения потому так и называются, что носят односторонний характер. В современной, чрезвычайно изменчивой международной обстановке единственно оптимальным и разумным поведением как для России, так и для Украины будет прагматичное выстраивание диалога, свободного и от агрессии, и от слабости. Обеим сторонам необходимо четко определить, какие позиции в диалоге являются незыблемыми (например, для России — негативное отношение к реабилитации пособников фашистов в любом виде), а какие — дискуссионными, предусматривающими возможность компромисса.

У политологов есть такой термин: "политика малых дел", предусматривающая активное продвижение в отдельных областях сотрудничества между государствами — политической, экономической, культурной. Именно такая политика способна создать примеры успешного решения проблем и достижения результатов, которые будут противостоять негативным тенденциям в двусторонних отношениях.

Безусловно, нет и быть не может панацеи, которая в считанные месяцы реанимирует российско-украинские отношения. Но уже сейчас очевидно, что многие вопросы носят технический характер и неоправданно политизируются. И если оставить их обсуждение специалистам (без участия политиков), то появится реальный шанс достижения компромисса. От этого выиграют и Украина, и Россия.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Ирина Бережная
Ирина Бережная — украинский политический и общественный деятель *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить