Египетские террористы готовились к войне... с туристами

В Египте разгромлена ячейка "Аль-Каиды". 31 января правоохранительные органы страны распространили заявление, в котором указали, что арестованные в декабре 2009 — январе 2010 гг. исламисты из связанной с международными террористами группировки "Исламский джихад" (23 человека) планировали бороться против светского режима, в том числе ударами по иностранным туристам. Особая опасность угрожала израильским религиозным паломникам, посещающим одну из святынь иудаизма — могилу раввина Яакова Абу-Хацира в дельте Нила.

Террористы были задержаны прямо на территории тренировочного лагеря неподалеку от города Дамъют, где были изъяты внушительные запасы оружия и взрывчатки. Это известие наверняка напомнит многим любителям путешествий произошедшие в Египте теракты 1997 и 2004 годов, когда погибли десятки туристов.

Ненависть радикалов к нынешнему египетскому президенту объясняется целым рядом причин. В том числе "исторических". Мол, он "дважды продал душу дьяволу", сначала "безбожному атеистическому СССР", а потом Западу.

Ну, а в наши дни Мубарака обвиненяют в том, что он — заключив мир с Израилем — "предал палестинских братьев", подавляет "тираническими методами народное движение", под которым исламские фундаменталисты подразумевают себя.

С момента своего прихода к власти в 1982 г. Хосни Мубарак выжигает исламизм каленым железом. Силовые структуры страны в ходе многочисленных рейдов уничтожили тысячи радикалов. Десятки тысяч отправились в тюрьмы, о которых правозащитники отзываются в самых мрачных тонах.

Дело, возможно, в том, что Мубарак сам едва не погиб в 1981 г. при покушении "Исламского джихада" на тогдашнего президента Садата. А сегодня охота на этого политического долгожителя насчитывает шесть попыток покушения.

Исламистское движение имеет и социальные корни. Хотя Египет на фоне большинства стран третьего мира считается высокоразвитым государством, тем не менее, он испытывает проблемы, свойственные многим странам Азии и Африки. Это, например, прогрессирующая безработица (девять процентов трудоспособного населения), причем ниже черты бедности живет каждый пятый египтянин. Согласно статистике, 80 процентов исламистов — это бедные жители сельской местности, а также студенты и безработные, средний возраст которых не превышает 26 лет.

Террор против туристов — один из способов подорвать экономическую стабильность режима Мубарака. Нападения на них начались еще в 1990 году. И сегодня скорбный список погибших в этой стране иностранцев исчисляется сотнями.

Читайте также: Палестина полезет на стену? Израильскую или египетскую…

Фото: AP

Особенно кровавыми были теракты, произошедшие в ноябре 1997 г. в Луксоре и в октябре 2004 г. в Шарм-эль-Шейхе. В первом случае погибли 58 приезжих, во втором — 34. Казалось, что замысел фундаменталистов удался: туристический поток в Египет, а вместе с ним и денежные поступления в казну заметно сократились. Однако Мубараку всё теми же драконовскими мерами удалось обуздать терроризм и вернуть туристов.

Вот и случившийся только что разгром ячейки "Аль-Каиды", как считает эксперт Института стратегических оценок и анализа Сергей Демиденко, к которому обратилась за комментарием "Правда.Ру", свидетельствует, что властям удается держать ситуацию под контролем.

Более того, "серьезной радикализации в Египте сегодня не наблюдается, — убежден Демиденко. — Исламисты действительно представляют для правящего режима и иностранных туристов определенную опасность. Но её не стоит переоценивать. Удачные теракты можно пересчитать по пальцам. А в принципе, то, что происходит в Египте, не должно удивлять, поскольку аналогичные вылазки исламистов происходят во всех арабских странах". Эксперт, анализируя истоки живучести египетских исламистов, более серьезное значение придает вовсе не их "историческому" и сегодняшнему счету к президенту Мубараку. Но весомой поддержке в обществе, что как раз и роднит этих исламистов с собратьями во всем арабском мире.

"Одна из причин, — поясняет Демиденко, — в традиционном кумовстве. Когда многие привлекательные должности, рабочие места заняты именно по этому принципу. А другой "принцип" трудоустройства — взятки, коррупция. В итоге молодежь обречена на очень трудное существование, чувствует себя ненужной, лишней. И этим пользуются исламисты, которые направляют её энергию в нужном для себя русле".

Эксперт подчеркивает и дестабилизирующее влияние такого фактора, как соседство Сектора Газа. Потому вполне закономерно, что значительная часть изъятого у ячейки "Аль-Каиды" арсенала — оружия, взрывчатки — имеет палестинское происхождение. Следователи указали на то, что последняя представляет собой тот же самый тип, который палестинцы используют для производства печально известных по обстрелам территории Израиля ракет "кассам".

В этой связи уместно напомнить о действиях египетских властей, направленных на изоляцию Сектора Газа, оплота боевиков радикального палестинского движения ХАМАС. Одна из последних таких мер — начатое в январе текущего года возведение на границе разделительной стены, она должна серьезно осложнить жизнь контрабандистам, которые доставляют оружие.

Однако это вряд ли положит конец агрессивным устремлениям исламистов и появлению новых ячеек, взамен ныне уничтоженной.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Саид Гафуров
Саид Гафуров — политолог, руководитель направления "Восток", ведущий прямых эфиров Правды.Ру *
Обсудить