Турецкие власти ушли из-под удара военной "Кувалды"?

Турцию всколыхнула сенсационная новость: высшее армейское командование планировало свергнуть правительство! По сообщениям  местных СМИ, в частности, влиятельной газеты "Тараф", такой факт выявлен в ходе  начатого в октябре 2007 года и продолжающегося по сей день судебного процесса по нашумевшему делу "Организации Эргенекон".

Обвинения были предъявлены 200 его участникам. Среди них отставные и действующие военные, полицейские, а также адвокаты, журналисты, преподаватели вузов, политические и общественные деятели. На тот момент еще не было толком известно,  как распределялись роли, кто - инициатор, кто - организатор, кто - исполнитель...

И вот теперь, как информируют журналисты, стало известно, что заговор против пришедших в 2002 году к власти исламистов из Партии справедливости и развития созрел в 2003 году.

Военное командование разработало специальный план под кодовым названием "Кувалда". Всё должно было начаться с взрывов двух стамбульских мечетей. И параллельно - провокационная акция с целью вызвать вооруженный инцидент с Грецией. Генералы задумали сбить свой же турецкий самолет над спорной территорией (острова в Эгейском море), чтобы приписать этот акт грекам.  Затем военные обвинят гражданские власти в бездействии и возьмут власть в свои руки.

Читайте также: Проверка буром: Греция и Турция на грани нефтегазовой войны

Однако турецкая оппозиция и раньше, и сейчас называет все это дело фальсификацией и "охотой на ведьм". Власти, естественно, подобные нападки решительно отвергают. И вовсе не исключено, что обнародованные подробности по "делу Эргенекона" приведут к серьезнейшему конфликту руководства правящей партии с армейским командованием. Дело в том, что по сообщениям прессы, в заговоре участвовали 29 генералов и 133 высших офицера турецкой армии.  А это практически вся действующая "верхушка" армейского и флотского командования.

Генштаб вооруженных сил Турции в четверг опроверг сообщения СМИ о якобы подготовке военного переворота в 2003 году с целью свержения правительства Тайипа Эрдогана. "Любой находящийся в здравии и имеющий совесть не может принять подобные утверждения", - говорится в заявлении военного ведомства, размещенном на его сайте.

Фото: AP

Между тем подобная информация появляется в турецкой прессе не впервые. Та же газета "Тараф" в прошлом году, никак не связывая это с вышеупомянутым судебным делом,  не раз писала о том, что военные подготовили "план борьбы с фундаментализмом", который, в частности, предусматривал различные меры по дискредитации исламистской партии премьер-министра Эрдогана. И тогда Генштаб и военная прокуратура заявили, что ничего о таком плане не знают.

Заметим, что газету "Тараф" трудно заподозрить в "заказухе" со стороны правящей партии. Это либеральное издание отнюдь не является ее рупором, способно остро критиковать  и военных, и гражданские власти.

А вот насколько достоверна нынешняя информация о заговоре? Об этом рассуждают эксперты, к которым обратился корреспондент "Правда.Ру", - Наталья Ульченко и Сергей Демиденко.

Наталья Ульченко, заведующая сектором Турции Института востоковедения РАН:

- То, что сейчас в Турции раскручивают "дело военных", обусловлено их непростыми отношениями с правящей происламской Партией справедливости и развития. И, прежде всего, с президентом Гюлем и премьер-министром Эрдоганом. И нынешний конфликт следует рассматривать в контексте того, что произошло летом 2008 года. Напомню, тогда в Конституционный суд страны поступил запрос оппозиционно настроенных политиков и военных чинов относительно правомерности действий турецкого руководства, направленных на широкое внедрение исламистских норм и правил. Что противоречит базовому конституционному принципу светского государства.

Для Гюля и Эрдогана это был очень неприятный момент. Существовала большая вероятность того, что  правительство будет расформировано, а Гюль лишится своего президентского поста. Однако решение Конституционного суда оказалось компромиссным,  лидеры Партии справедливости и развития остались у власти.

После чего попытались нанести ответный удар тем, кто недоволен "исламизацией" страны. И в первую очередь, военным. Тут же в "деле Эргенекона" появились "новые обстоятельства", касающиеся участия в заговоре почти всей военной верхушки.

Как закончится очередное противостояние светского вектора во внутренней политике и того, который направлен на усиление роли исламских ценностей, пока сказать трудно.

Ясно одно: в чью бы сторону ни склонилась чаша весов, на внешней политике Турции это отразится мало. Так, например, обе противоборствующие стороны держат курс на вступление в Евросоюз. Но повторю еще раз - во внутренней политике военные отстаивают светские принципы,  заложенные  Кемалем, тогда как Гюль и Эрдоган предпринимают попытки расширить права ислама в обществе.

Сергей Демиденко, эксперт Института стратегических оценок и анализа:

- Я вполне допускаю, что в заговоре могли участвовать отдельные офицеры армии и военно-морского флота. Но чтобы был задействован весь костяк командования турецкими вооруженными силами, то это вряд ли.

И раздувание властями "дела Эргенекона" следует рассматривать в контексте традиционной для Турции борьбы между гражданскими и военными. И я бы не стал говорить о том, что у армии единственная цель - отстоять светскую форму правления, как это было раньше. Акценты сегодня несколько сместились. Речь идет о банальной борьбе за влияние в стране. Что вовсе необязательно связано с приходом во власть.

Более того. В настоящее время для военных неподходящая ситуация для того, чтобы организовать путч. Они прекрасно понимают, что не обладают сейчас уровнем народной поддержки, достаточным для успеха.

Ведь когда военные брали власть? В переломные моменты, требующие решительных мер. Последний раз такое было в 1980 году. Обстановка в стране представляла самый настоящий политический хаос: подъем исламского фундаментализма, резкая активизация курдского сепаратизма, и все это на фоне правительственной чехарды и смены кабинетов. И тогда армия выступила спасителем. Сейчас ситуация совсем другая, стабильная.

И суть в том, что премьер Эрдоган с момента своего прихода к власти в 2002 году ведет наступление на те преференции и права, которыми до сих пор обладали военные, связанные, прежде всего, с возможностями их вмешательства в политику. В 2007 году армейское руководство в лице начальника Генерального штаба открыто заявило, что не хочет видеть исламиста Гюля на посту президента, и категорически против расширения полномочий правящей партии, к которой принадлежат и Гюль, и Эрдоган. А теперь с их стороны последовала ответная мера. Борьба за влияние в стране между гражданскими и военными продолжается.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

 

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить