ЕС собирается "давить" на Москву. Но не знает как...

Баронесса Кэтрин Эштон, выступая в комитете Европарламента по международным делам, заявила о необходимости оказать давление на Москву, чтобы она "не превращала экономические вопросы в политические" в отношениях с соседями, в частности, с Украиной.

199514.jpegСразу же поясним тем, кто не в курсе: Кэтрин Эштон - представитель Евросоюза по международным делам и политике безопасности, она же является первым заместителем председателя Еврокомиссии,

Далее баронесса сказала: "С Россией нам нужны сильные отношения и ясная энергетическая стратегия". В то же время, выразив тревогу, что уже сейчас зависимость ЕС от поставок российских энергоресурсов составляет 50 процентов, а "в будущем эта зависимость может увеличиться до 70 процентов".

Как все это понимать, имея в виду  ближайшую перспективу в политике Евросоюза по отношению к России и Украине? Некоторую конкретику привнесла в беседе с журналистами депутат Европарламента от Латвии Сандра Калниете. По её словам, члены Евросоюза попытаются согласовать в отношении России единую политику, которой, по сути, в последние годы не было. В особенности, подчеркнула Калниете, это касается ряда ключевых вопросов, включая и российский энергетический транзит через территорию стран бывшего СССР.

В первую очередь, как это следует из выступления Эштон,  подразумевается Украина. "Для дальнейшего развития отношений Европейского Союза с Украиной, - подчеркнула она, в частности, - надо дождаться результатов президентских выборов. Мы не знаем, хотя это интересно, но мы не знаем, кто победит.

Возможно, это действительно является признаком сильной действующей демократии, но мы должны дождаться выборов, прежде чем проводить наши переговоры с ними. Есть реальные вопросы, вызывающие обеспокоенность, с которыми мы должны обратиться сразу после выборов. Один из них - какими будут отношения с Россией, в зависимости от того, кто выиграет, и в зависимости от того, как он поведёт страну вперёд".

Впрочем, дело не только в выборах украинского президента, которые, напомним, состоятся уже в ближайшее воскресенье. Произнесенное госпожой Эштон насчет политики ЕС в отношении России и Украины не было похоже хотя бы на эскиз некой стратегии. Что вполне соответствует признанию, которое сделала Эштон, отвечая на вопрос одного из евродепутатов: как она себе представляет реализацию того,  о чем только что заявила? "Эта проблема, - сказала высокий представитель Евросоюза, -  мне еще не ясна". То есть не ясны средства, но вполне очевидна цель.

Вместе с тем госпожа Эштон огласила свое намерение посетить Москву для того, чтобы "развивать отношения с Россией", в том числе и по энергетическим вопросам.

Читайте также: Испания прорубит "евроокно" в Россию?

Стало быть, с одной стороны, "оказать давление", а с другой - "развивать отношения". Как одно вяжется с другим? Свою оценку громкому заявлению, сделанному в стенах Европарламента, в беседе с "Правдой.Ру" дали политологи Дмитрий Данилов и Владимир Скачко:

Дмитрий Данилов, отдел европейской безопасности РАН:

- То, что происходит в отношениях между Россией и ЕС, является отражением того, что они являются конкурентами по разным направлениям. В том числе и по энергетическим вопросам. И установление нормальных отношений между ними возможно лишь после того, как стороны признают этот факт.

Энергетика в этом отношении весьма показательна. Например, наша страна не заинтересована в диверсификации энергопоставок, чего добивается ЕС. Наши позиции расходятся и по целому ряду других вопросов, связанных с энергетикой.

С российской стороны уже не раз звучали вполне разумные слова: "Мы за здоровую конкуренцию и не хотим политизировать сугубо экономический вопрос". Напротив, этот вопрос политизирует сам Евросоюз, делая заявления о том, что Россия якобы использует энергетическое оружие против других стран.

Показательна и реакция в ЕС на предложение Владимира Путина, предлагавшего участие российской стороны в европейских газотранспортных сетях. В Брюсселе закричали об "опасности усиления российского влияния".

Но в действительности, даже если бы Россия применяла "энергооружие" для достижения политических целей, ничего страшного в этом не было бы. В сегодняшнем мире все страны используют своё экономическое влияние для достижения политических целей.

Что же касается попытки ЕС оказать на Россию давление, то вряд ли она состоятельна.  Ведь в ответ последует противодействие с нашей стороны. Уровень экономических связей в сегодняшнем мире таков, что любое давление вернется бумерангом в отношении того, кто его оказывал.

Кроме того, большинство стран ЕС вовсе не заинтересованы принуждать к чему-то Россию. Скорее, наоборот: в условиях ведущихся диалогов по Договору о стратегическом партнерстве с нашей страной Евросоюз не будет делать резких движений.

Владимир Скачко, украинский политолог:

- В словах Эштон отразилась противоречивость и зачастую несогласованность политики стран Евросоюза в отношении Украины и России. Конечно, исход украинских выборов для Брюсселя очень важен. Но там прекрасно понимают условность противопоставления двух фаворитов - "прозападной" Тимошенко и "пророссийского" Януковича.

Главное не в этом. Ведь чего, прежде всего, хочет ЕС? Гарантированных поставок энергоресурсов через Украину. В то же время, он опасается усиления российского влияния на украинской территории.

Но это вовсе не значит, что Евросоюз намерен поддерживать Украину в случае новой газовой войны с Россией, поскольку он пострадает от этого в первую очередь. Я думаю, тут задумка следующая: ЕС попытается обговорить с Россией установление многостороннего контроля над газотранспортной системой Украины.

Он может быть установлен - с учетом интересов европейских потребителей и российских производителей - на случай украинского дефолта и неспособности в дальнейшем расплачиваться за российский газ. Ничего экстраординарного в этом нет. Подобная мысль ранее прозвучала в 2003 году на саммите Россия - ЕС в Санкт-Петербурге.

И если Евросоюзу удастся реализовать свой замысел, то все его цели будут достигнуты: с одной стороны, он получит гарантии бесперебойных поставок российского газа, а с другой - Россия не будет иметь, так сказать, монопольного контроля над Украиной.

Проигравшей стороной в данном случае выглядит Украина. И в этом виновато её руководство, которое уже не раз перекрывало газовый вентиль, стремясь получить преференции от России. А вышло наоборот.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить