Узбекистан включился в "войну с памятниками"

197722.jpegИз Узбекистана 22 ноября пришло сразу два сообщения о сносе памятников, символизировавших время пребывания страны в составе Российской империи и Советского Союза. В Ташкенте сначала убрали Монумент Защитнику Родины, а затем - здание бывшей православной церкви Александра Невского.

Во время демонтажа Монумента, установленного в парке Боевой славы 36 лет назад, исчезли и бюсты советских военачальников. Из парка убрана вся военная техника - самолеты, "катюша", танки, ракеты, пушки. Парк планируется реконструировать. Но вернутся ли памятники, бюсты и военная техника на прежнее место - неизвестно.

По словам представителя военного ведомства Узбекистана, все это полностью противоречило содержанию экспозиции находящегося поблизости Музея Вооруженных Сил Узбекистана. В нём представлены военное искусство народов Средней Азии, а также образцы военной техники современной узбекской армии.

Позже пришло сообщение о сносе ещё одного памятника - здания бывшей церкви Александра Невского. Она была возведена архитектором Алексеем Бенуа при учительской семинарии в 1898 г. Ее в годы советской власти снесли, а с церкви сняли купола. Там размещалась сначала публичная библиотека, а после распада СССР - коммерческие банки.

Долгое время храм оставался в реестре памятников, охраняемых государством. Но это не помешало пригнать бульдозер, который за несколько часов уничтожил его.

Уместно вспомнить, что в июле власти Узбекистана отказалось участвовать в Коллективных силах быстрого реагирования (КСОР), создаваемых в рамках Организации договора о коллективной безопасности (ОДКБ).

И еще: в октябре ЕС принял решение снять с Узбекистана санкции, введённые четыре года назад в связи с жестоким подавлением волнений в Андижане. По некоторым (правда, официально не подтверждённым) данным, Ташкент готов дать согласие на возвращение военных США на базу в Ханабаде, откуда они были выдворены четыре года назад.

Так что борьба с памятниками, возможно, лишний раз иллюстрирует разворот Узбекистана к Западу. Об этом в интервью "Правде.Ру" рассуждает заведующий отделом Средней Азии и Казахстана Института стран СНГ Андрей Грозин.

- Действия узбекских властей выглядят, как вызов. Но если проанализировать их поведение с момента распада СССР - ничего странного нет. Ташкент изначально проводил линию на искоренение всего того, что связано с советским прошлым.

Есть и другой интересный момент: Узбекистан - единственная страна Средней Азии, где существует Музей оккупации. С государствами Прибалтики и Грузией всё понятно. Но это - Узбекистан, который взаимодействовал с Россией по многим вопросам, включая ОДКБ!

Тематика данного музея касается не только советского периода, но и времени, относящегося к Российской империи. Экспозиции начинаются с похода Александра Бековича-Черкасского 1714-17 гг. в Индию.

По пути его отряд подвергся предательскому нападению войск хивинского хана и был уничтожен. Но нынешняя узбекская пропаганда выставляет это как первый факт "агрессии" России против Узбекистана.

События 1916 г., когда на территории нынешнего Узбекистана было поднято антироссийское восстание и шло истребление русского населения, подаются как "национально-освободительное восстание узбекского народа против российской деспотии".

Хотя узбекская нация тогда еще не сложилась и, по сути, представляла собой группу разнородных племен и враждующих между собой государственных образований вроде Бухарского эмирата и Хивинского ханства. Возникла новая национальная общность позднее, во времена СССР.

Значительная часть экспозиций посвящена советскому периоду, включая подавление басмачества и гонения против национальной интеллигенции в сталинское время. Но нигде не говорится о том, что репрессии во многом были обусловлены действиями самой узбекской элиты.

Тогда в борьбе за власть участвовали несколько кланов. Доносы из Узбекистана об антисоветизме того или другого клана то и дело шли в Москву. Так что это именно сама узбекская элита приложила руку к репрессиям.

Бросается в глаза и то, что для освещения периода 1950-80-х гг. не хватило даже одного нормального стенда. Разумеется, там затрагивается тема Аральской катастрофы и всё сводится к тому, что из центра прислали разнарядку посадить хлопок, ради которого принесли в жертву воды Амударьи и Сырдарьи.

И ничего не сказано о том, что на этом настаивало само узбекское руководство во главе с первым секретарем Шарафом Рашидовым, мечтавшее выделиться своими достижениями в экономике на фоне других союзных республик.

И, разумеется, в музее ничего не говорится о том, как советские "оккупанты" восстанавливали Ташкент после разрушительного землетрясения 1966 г. Вообще же, если бы не Москва, по сути, создавшая узбекскую экономику, сегодня эта страна представляла бы такое же печальное зрелище, как и Афганистан.

Снос памятников, появившихся в Узбекистане до 1991 г., был приостановлен после событий 2005 г., когда Ташкент жестоко подавил массовые выступления в Андижане. За это Каримову и его окружению грозили большие неприятности со стороны Запада, не исключая Гаагского трибунала. Если бы не Россия, узбекский лидер мог разделить участь Милошевича.

Но теперь, когда отношения с Западом потеплели, уничтожение советских памятников и тех, что сохранились со времен Российской империи, продолжилось.

Это "потепление" вызвано двумя причинами, которые можно назвать так: энергоресурсы и Афганистан. Первое - это нужда Европы в узбекском газе.

И второе. В связи с активизацией талибов "северный транзит" (маршрут, по которому НАТО снабжает свою тамошнюю группировку), стал для альянса особенно важен. И главную роль в нём играет Узбекистан, территория которого используется как перевалочная база.

Впрочем, политические маневры Ташкента нестабильны и выглядят грубовато. Я совсем не исключено, что завтра узбекское руководство возьмет курс на Китай, а потом - опять на Россию.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить