«Боже мой, что Мы натворили!»

Сейчас много спорят о том, существовала ли необходимость в применении столь страшного по своей разрушительной силе оружия. Одни говорят, что военной необходимости в бомбардировке не было – американцы и их союзники и так были близки к победе. Другие утверждают, что после того, как кабинет премьер-министра Судзуки отклонил 28 июля Потсдамскую декларацию, не оставалось другого способа склонить японцев к капитуляции, ведь в случае высадки армии США на побережье японских островов огромные потери среди десанта были бы неизбежны… Уинстон Черчилль впоследствии писал в своих мемуарах, что ни он, ни Трумэн, ни большинство военных и политиков США и Великобритании ни минуты не сомневались в необходимости атомного удара по Японии. "Возможность предотвратить гигантскую затяжную бойню, закончить войну, даровать всем мир, залечить раны измученных народов", - так говорил позднее Черчилль о своих целях в те дни.

 

 Как бы там ни было, но бомбардировка Хиросимы должна была продемонстрировать мощь американской армии. Причем не только (и даже не столько) японцам, сколько союзникам США – прежде всего СССР.

 

 27 июля на остров Тиниан в Марианском архипелаге прибыл американский крейсер "Индианаполис". В его трюме находился охраняемый с невероятной бдительностью контейнер - урановый заряд для первой боевой атомной бомбы. К 31 июля была полностью закончена вся подготовка бомбы, самолетов и их экипажей. Все было готово, и американцы ждали лишь улучшения погоды. Наконец облака разошлись и настал новый день - понедельник, 6 августа 1945 года.

 

 Еще до рассвета, в 2.45 утра, с взлетной полосы Тиниана поднялся бомбардировщик Б-29 с номером 82, названный его командиром Тиббетсом "Энола Гэй" в честь своей матери. В полете к нему присоединились еще шесть таких же самолетов - один запасной, три разведчика и два "свидетеля", несущих контейнеры с фотоаппаратурой и приборами для фиксирования результатов удара. Но именно на "Эноле Гэй" находился "Малыш" - урановая бомба мощностью 20 килотонн и стоимостью 2 миллиарда долларов.

 

 

 В 7.09 утра в Хиросиме завыли сирены воздушной тревоги. Над городом появился одинокий Б-29. Это был самолет "Стрэйт Флэш" майора Изерли. Глазам летчика открылся город, как бы окруженный белым нимбом из разошедшихся облаков. Изерли всю жизнь не забудет этого зрелища и своей фразы "Бомбите первую цель", переданную по радио на "Энолу Гэй", которой он подписал приговор Хиросиме. В 8 часов 14 минут 15 секунд 6 августа 1945 года полковник Тиббетс отдал приказ, створки бомбового люка "Энолы Гэй" открылись, и "Малыш" устремился вниз.

 

 Бомба, сброшенная на Хиросиму, соответствовала по силе взрыва заряду в 20 тыс. т тринитротолуола. Диаметр огненного шара составлял 17 м, температура - 300 тыс. градусов. В результате атомной бомбардировки погибло свыше 240 тыс. жителей Хиросимы (в момент бомбардировки население составляло около 400 тыс. человек).

 

 В первые минуты экипаж «Энолы Гей» даже не понял, что происходит. Один из летчиков Б-29, капитан Роберт Льюис записал в бортовом журнале: «В первую минуту никто не знал, что может произойти. Вспышка была ужасна. Нет никакого сомнения, что это самый сильный взрыв, который когда-либо видел человек. Боже мой, что мы натворили!»

 

 Военно-воздушное командование США только 8 августа узнало о действительных масштабах разрушения Хиросимы. Результаты аэрофотосъемки показали, что на площади около 12 кв. км. 60 процентов зданий было превращено в пыль, остальные разрушены. Город перестал существовать. Командующий союзническими военно-воздушными силами на Дальнем Востоке генерал Дж. Кенней заявил, что город выглядел так, как будто его раздавила нога великана.

 

 Вашингтон издал приказ - в течение 9 дней информировать население Японии о судьбе Хиросимы: составить на японском языке листовки с описанием результатов атомной бомбардировки и фотографиями разрушенного города, а затем сбросить их над территорией Японии. В листовках говорилось: "Мы обладаем мощным оружием, которого никогда не знали люди... Если у вас есть сомнения на этот счет, посмотрите, что произошло в Хиросиме, когда одна-единственная бомба была сброшена на этот город. Прежде чем мы применим еще одну такую бомбу, мы предлагаем, чтобы вы обратились к вашему императору с требованием капитулировать".

 

 Бомбардировка Хиросимы не привела к немедленной капитуляции Японии. 9 августа целью атаки американского бомбардировщика "Грейт Артист" стал город Нагасаки. Возвращаясь на базу, командир бомбардировщика подал сигнал: «Срочная посадка. На борту есть убитые и раненые». Когда Б-29 остановился, подбежавший врач спросил у командира экипажа майора Суини: «Где убитые и раненые?». Суини ответил, махнув рукой на север: "Остались там, в Нагасаки»…

 

 Лишь 14 августа, после того как в войну против Японии вступил Советский Союз, император Хирохито отдал приказ о капитуляции.

 

  Василий Бубнов

 "ПРАВДА.Ру"

Ссылки по теме:

  "Известия":

  "ГОРОД КАК БУДТО ИСПАРИЛСЯ"

  Великая война

  Уроки Втрой мировой: Хиросима

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить