Россия стала председателем большой двадцатки в переломный период мирового развития

Россия возглавила G20 и хочет отличиться

Россия впервые стала председателем большой двадцатки (G20) в переломный период мирового развития как с точки зрения геополитики, так и экономики. Глобализированный мир перераспределяет сферы влияния и предлагает несколько стратегий выхода из кризиса. Сможет ли Россия предложить новую?

Эстафету председателя в крупнейшем форуме мира 1 декабря передала России Мексика. Президент РФ Владимир Путин обозначил главные задачи: разработка мер, стимулирующих экономический рост и создание рабочих мест, стимулирование инвестиций, доверие и транспарентность на рынках, а также эффективное регулирование. "И, конечно, мы намерены эффективно использовать свое председательство для решения долгосрочных национальных задач, для укрепления позиций России в сфере управления глобальной экономикой", — написал Путин на сайте G20.

Читайте также: ЕС и Британия перешли на шантаж и ультиматумы

Из этих высказываний можно выделить три блока направлений работы: укрепление России в геополитическом плане, решение национальных интересов в увязке с мировыми и разработка новых идей выхода из экономического кризиса и развития реального сектора мировой экономики.

Что касается первого вопроса, то по геополитическому потенциалу (территория, золотовалютные резервы, политическое влияние, постоянное членство в СБ ООН) Россия находится на 3-4 месте в мире, и с ней придется считаться. Понятно, что надо с кем-то блокироваться и ясно с кем — со странами БРИКС. Усилия уже предпринимаются. В середине ноября министр финансов России Антон Силуанов заявил, что страны БРИКС разработали метод взаимной поддержки на случай кризиса в одной из стран с использованием своповых механизмов, то есть обмена валюты одной страны на валюту других стран. Кроме того страны БРИКС начали реформу Международного валютного Фонда (МВФ) и Международного банка реконструкции и развития в сторону увеличения их квот. "Показатель ВВП при распределений квот должен стать определяющим", — сказал Силуанов.

Отдельной темой, которую Россия не намерена забывать, будет содействие экономическому росту на постсоветском пространстве. Только в декабре намечены две встречи, где страны-члены СНГ намерены обсудить свои позиции, чтобы затем, как считает заведующий Центром сравнительных социально-экономических и социально-политических исследований ИМЭМО РАН Никита Загладин, делегировать России их продвижение в "двадцатке".

Что касается долгосрочных национальных задач, то в мировой экономической системе у России как у любой суверенной страны есть свои интересы. Например, понижение в расчетах роли доллара. Затем, безусловно, это повышение темпов роста российской экономики, которые находятся в увязке с мировыми и сегодня стагнируют. Сейчас мировую экономику спасают две стратегии — сбережения (немцы) и накачивание экономики деньгами (американцы). Сможет ли Россия предложить схему перехода от финансового спекулятивного рынка к реальному сектору? Пока не видно ничего нового, российские финансовые "воротилы" следуют в фарватере неолиберализма.

Читайте также: Мировая экономика замедляет ход

Главной причиной всех бед они считают отсутствие управляющего и надзорного органа за мировой финансовой системой, что порождает огромный теневой оборот (банкинг). Он приближается к обороту в банковском секторе и составляет 86 процентов мирового ВВП. Этот сектор включает в себя компании, специализирующиеся на работе с ценными бумагами, инвестиционных операторов денежного рынка, страховиков, другие финансовые организации.

Со всех сторон звучат предложения превратить G20 в реальный орган управления. Даже ответственный за президентство России, руководитель администрации президента Сергей Иванов, предложил подумать об организации некоего надзорного органа в рамках "двадцатки". Но как это сделать, если даже ее член — Европейский Союз не может договориться об этом внутри себя? Кроме того, США — главный виновник долгового кризиса, считают любые просьбы разобраться со своим бюджетным дефицитом и государственным долгом вмешательством в свои внутренние дела. Тем не менее, обсуждать это вопрос надо и Конгресс США спрашивать нужно, например, как он относится к девальвации национальной валюты для спасения реального сектора экономики и соответственно платежного баланса?

Силуанов намерен предложить странам с большим государственным долгом принять специальные программы по снижению своей долговой зависимости. "Это важно, чтобы инвесторы видели перечень понятных мер, которые могут привести к сокращению долга со ста процентов до 80 процентов ВВП", сказал министр финансов. Опять же каковы эти меры (судя по всему противоположные мерам "жесткой экономии" и "печатания денег"), Силуанов не пояснил.

Читайте также: На смену G8 придет "Большая двойка"?

Почему же мы не видим конкретных программ перехода к реальному сектору? Да потому, что жирующий на долговых расписках теневой финансовый рынок питает политиков и бюджеты стран. Кто скупает долговые обязательства Испании, Греции, Португалии и других? Правительства США, Франции, Китая, Германии, Японии и т. д. Кто "имеет" от надувания финансовых пузырей? Уолл-Стрит и аффилированная с ним исполнительная и законодательная власть США. Наивно полагать, что от этого механизма получения ростовщических денег власть имущие добровольно откажутся. Но хотя бы регулировать этот рынок можно попробовать. Некоторые российские экономисты считают, что есть потребность создать несколько наднациональных центров в противовес ФРС США.

Многие глобальные проблемы пока Россию мало затронули. Ни угрожающей безработицы, ни долгового кризиса, ни заметного банкига, ни энергетического кризиса в России нет. Но после гайдаровских реформ мы оказались с Западом в одной лодке и вынуждены грести в одну сторону. Кризис показал, что существовать в современном мире независимо невозможно, что глобальный рынок втягивает всех, поэтому кооперация здесь необходима.

Первый вице-президент Центра политических технологий Алексей Макаркин сомневается, что России удастся добиться каких-то серьезных дивидендов от председательства в G20. "Двадцатка" — это аморфный механизм, где председатель не навязывает свою повестку дня, а просто согласовывает интересы сторон в рамках сложившихся договоренностей", — поясняет он. Другое мнение у декана факультета мировой экономики и мировой политики ВШЭ Сергея Караганова. "Мы готовим все документы, российские бюрократы будут руководить встречами всех шерп. Так что возможности есть — была бы повестка дня и решимость претворить ее в жизнь. Пока я в этом не уверен, но в любом случае проведение саммита G20 повышает капитализацию страны", — цитирует его "Финансовая газета".

В G20 входят Россия, ЕС, Аргентина, Австралия, Бразилия, Великобритания, Германия, Индия, Индонезия, Италия, Канада, Китай, Мексика, Саудовская Аравия, США, Турция, Франция, ЮАР, Южная Корея и Япония. Они дают 90 процентов мирового ВВП, и в них проживает 80 процентов населения планеты.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *