Белград: Федеральная Избирательная Комиссия Югославии отклонила протест оппозиции

Федеральная избирательная комиссия сообщила вчера вечером о том, что она отклонила протест стороны, выдвинувшей кандидата в президенты СРЮ, Демократической оппозиции Сербии от 27 сентября 2000 года, как протест, не имеющий под собой основания, обосновывая это тем, что разница в количестве зарегистрированных избирателей возникла в результате того, что некоторые избирательные участки не были открыты и это не может повлиять на общие результаты выборов. Утверждения заявителя протеста об увеличении количества избирательных участков на примерно 350 участков являются ложными, ничем не засвидетельствованными, и не доказанными. ФИК заявляет, что результаты выборов базируются на данных, полученных на основании достоверных протоколов из избирательных участков.

Сообщение Федеральной избирательной комиссии следующее:

“В соответствии со ст.103 Закона об избрании федеральных депутатов в Вече граждан Союзной скупщины (“Служебные ведомости СРЮ”, №№ 57/93, 32/2000 и 36/2000) и ст.22 Закона об избрании и прекращении мандата Президента Республики (“Служебные ведомости СРЮ”, № 32/2000) Федеральная избирательная комиссия на заседании, состоявшемся 30 сентября 2000 г., рассматривала протест Стороны, выдвинувшей кандидата в президенты Республики от Демократической партии, Демократической партии Сербии, Социал-демократии, Гражданского союза Сербии, Христианско-демократической партии Сербии, Новой Сербии, Движения за демократическую Сербию, Лиги социал-демократов Воеводины, Реформистской демократической партии Воеводины, Коалиции Воеводины, Союза венгров Воеводины, Демократической альтернативы, Демократического центра, Новой демократии, Социал-демократического Союза, Партии демократического действия, Лиги за Шумадию, Сербского движения сопротивления – Демократического движения, внесенный на решение ФИК по утверждению результатов голосования на выборах президента Республики в 2000 г., № 310/1 от 27 сентября 2000 года и приняла

Решение:

Отклоняется протест Стороны, выдвинувшей кандидата в президенты Республики от Демократической партии, Демократической партии Сербии, Социал-демократии, Гражданского союза Сербии, Христианско-демократической партии Сербии, Новой Сербии, Движения за демократическую Сербию, Лиги социал-демократов Воеводины, Реформистской демократической партии Воеводины, Коалиции Воеводины, Союза венгров Воеводины, Демократической альтернативы, Демократического центра, Новой демократии, Социал-демократического Союза, Партии демократического действия, Лиги за Шумадию, Сербского движения сопротивления – Демократического движения внесенный на решение ФИК по утверждению результатов голосования на выборах президента Республики в 2000 г., № 310/1 от 27 сентября 2000 года, как необоснованный.

Обоснование:

Сторона, выдвинувшая кандидата в президенты Республики от Демократической партии, Демократической партии Сербии, Социал-демократии, Гражданского союза Сербии, Христианско-демократической партии Сербии, Новой Сербии, Движения за демократическую Сербию, Лиги социал-демократов Воеводины, Реформистской демократической партии Воеводины, Коалиции Воеводины, Союза венгров Воеводины, Демократической альтернативы, Демократического центра, Новой демократии, Социал-демократического Союза, Партии демократического действия, Лиги за Шумадию, Сербского движения сопротивления – Демократического движения заблаговременно опротестовала решение ФИК по утверждению результатов голосования на выборах президента Республики, в котором, в связи с многочисленными нарушениями в проведении избирательной процедуры, она оспаривает утвержденные результаты выборов и предлагает ФИК после аннулирования результатов голосования на указанных в протесте избирательных участках, утвердить подлинные результаты голосования на выборах президента Республики.

Федеральная избирательная комиссия обсудила упомянутый протест и указывает на следующее:

Относительно утверждений заявителя протеста о том, что не совпадают данные о количестве избирателей, зарегистрированных в избирательных списках, которые опубликовала Федеральная избирательная комиссия (7.861.421, вместо 7.848.8180 как приводится в протесте) с данными о количестве избирателей, утвержденном в решении ФИК (7.249.831), Федеральная избирательная комиссия указывает, что верным является опубликованное количество, однако Комиссия, с учетом того, что в день проведения выборов на территории Косово и Метохии не было открыто 368 избирательных участков, где было зарегистрировано 611.590 избирателей, объявила, что 7.249.831 избиратель, зарегистрированный в списке избирателей и является общим числом избирателей, зарегистрированных в списках избирателей. Одновременно, это означает, что данные с избирательных участков обработаны из 96.59% избирательных участков, так как не могли быть обработаны данные из участков, которые не открывались. Разница в количестве зарегистрированных избирателей возникла в результате того, что некоторые избирательные участки не были открыты и это не может повлиять на общие результаты выборов.

Утверждения заявителя протеста об увеличении количества избирательных участков на примерно 350 являются ложными, ничем не засвидетельствованными, и не доказанными. Результаты выборов базируются на данных, полученных на основании достоверных протоколов из избирательных участков.

Относительно утверждений о том, что на основании предварительных результатов, опубликованных Федеральной избирательной комиссией, количество проголосовавших за кандидата в президента Республики от Социалистической партии Сербии, Югославских левых, Социалистической народной партии Черногории, было большим, чем 24 часа спустя, ФИК указывает, что количество проголосовавших за каждого из кандидатов менялось из часа в час, согласно количеству обработанных протоколов из избирательных участков, о чем свидетельствуют данные, которые публиковались и другими Сторонами, выдвинувшими кандидатов в соответствии с собственной статистической обработкой данных в отношении своих кандидатов. Согласно количеству обработанных протоколов и обработанному количеству голосов на избирательных участков менялись и проценты голосов по отдельным кандидатам в президенты Республики.

С учетом вышеуказанного, ФИК не принимает утверждения в заявленном протесте о том, что “имел место ряд нарушений в подсчете общих (окончательных результатов) выборов президента Республики со стороны Федеральной избирательной комиссии, в результате чего были опубликованы ошибочные результаты”.

Заявитель протеста, также, утверждает, что имели место нарушения материальных правил, поскольку при обработке результатов из избирательных участков были учтены и результаты избирательных участков, которые явно не открывались.

В этой связи Федеральная избирательная комиссия констатирует тот факт, что Избирательная комиссия избирательного округа 26 – г.Вране, согласно решению № 210/2000 от 27 сентября 2000 г. аннулировала выборы федеральных депутатов в Вече граждан Союзной скупщины на избирательных участках района г.Гнилане, а именно: № 22 – Жегра, № 21 – Церница, № 14 – Мозгово, Гнилане – 9, Гнилане – 8, Гнилане – 7, Гнилане – 3 и Гнилане – 4; в районе г.Витина на избирательных участках № 8 – Рамниште, № 7 – Пожаране, № 9 – Гушица; в районе г.Урошевац на избирательных участках Урошевац 1, Урошевац 2, Урошевац 3, Урошевац 4, № 7 – Варош село и № 13 Гатне; в районе г.Штимле на избирательных участках Штимле 1 и Штимле 2. Это решение опротестовали Социалистическая партия Сербии, Югославские левые и Социалистическая народная партия Черногории, что со стороны ФИК было отклонено.

Федеральная избирательная комиссия, также, констатирует, что в соответствии с решением Избирательной комиссии избирательного округа 26 – г.Вране № 210/2000 от 27 сентября 2000 года аннулированы и президентские выборы на избирательных участках в районе г.Глоговац, избирательный участок № 1, избирательный участок № 2 – Поклек, избирательный участок № 3 – Ново-Чикатово, избирательный участок № 4 – Станковце, избирательный участок № 9 – Коморане, избирательный участок № 10 – Лапушник, избирательный участок в районе г.Урошевац на избирательных участках Урошевац 1, Урошевац 2, Урошевац 3, Урошевац 4, № 7 – Варош село и № 13 Гатне; в районе г. Гнилане избирательные участки Гнилане – 1, Гнилане – 4, Гнилане – 7, Гнилане – 8 и Гнилане – 9; Мозгово - 14, Церница – 21 и Жегра – 22; в районе г.Витина избирательный участок № 2 – Рамниште, избирательный участок № 7 – Пожаране и в районе г.Штимле на избирательных участках Штимле 1 и Штимле 2. Выборы были аннулированы из-за многочисленных нарушений избирательного процесса на упомянутых избирательных участках.

Результаты голосования на упомянутых избирательных участках не были учтены в суммарных результатах голосования на выборах федеральных депутатов в Вече граждан Союзной скупщины, и на выборах президента Республики. Следовательно, не состоятельным является утверждение заявителя протеста о том, что аннулированы лишь выборы федеральных депутатов в Вече граждан Союзной скупщины, и не аннулированы выборы президента Республики, несмотря на то, что имели места одни и те же нарушения в работе избирательных комитетов.

Заявитель протеста в то же время утверждает, что на основании “возвращенного избирательного материала явствует, что использованные избирательные бюллетени не были сложены вчетверо, как это предусматривает Закон, из чего проистекает, что они не заполнялись избирателями, а якобы членами избирательных комитетов”. ФИК указывает, что в соответствии с ст.72 утвержден порядок голосования избирателей, а в абз.3 той же статьи предусмотрено, что избиратель сам должен сложить заполненный им избирательный бюллетень, чтобы не было видно, как он проголосовал, и опустить в соответствующую урну. Согласно вышеуказанному, избиратель не должен сложить избирательный бюллетень вчетверо, как это утверждается в протесте. Одновременно ФИК указывает и на свое заключение от 23 сентября 2000 года о том, что при голосовании за президента Республики избирательный бюллетень следует сложить пополам и предъявить его избирательному комитету для проверки возможного наличия еще одного бюллетеня внутри таким образом сложенного бюллетеня, причем в ходе этой проверки нельзя допустить нарушения тайности голосования.

Также несостоятельной является оценка, согласно которой “существует логически и политически необъяснимый парадокс, что представители албанской национальности проголосовали за кандидата Социалистической партии Сербии, Югославских левых и Социалистической народной партии Черногории. Это, на самом деле, свидетельствует о фальсификации документации. При утверждении результатов выборов Федеральная избирательная комиссия исходит из единственно правомерных данных путем ознакомления с аккуратно составленными и подписанными протоколами из избирательных участков и другим образом фактическое состояние утверждать не может. При этом ФИК не может вникать как в оценки причин имотивов участвовавших в выборах избирателей, так и в логичность и оценку политически объяснимой или необъяснимой приверженности избирателей.

Согласно Конституции каждый гражданин имеет право свободного волеизъявления путем участия на выборах и голосования.

В связи с дальнейшими утверждениями, что в избирательном округе № 24 – г.Прокупле не проводились выборы в большом числе не открывавшихся избирательных участков, на которые указывается в протесте, Федеральная избирательная комиссия констатирует, что при ознакомлении с документацией она утвердила наличие всего 18 аккуратно составленных и подписанных протоколов избирательных участков, и, что на всех остальных избирательных участках выборы не проводились и не имеются протоколы из этих избирательных участков. Следовательно, некоторым кандидатам в президенты Республики голоса не могли быть приписаны. В районах гг.Дечани, Клина, Исток, Сува-Река, Ораховац и Джаковица не было открыто ни одного избирательного участка, и оттуда не поступало ни одного протокола в ФИК. Данными, подтверждающими указанное располагает ФИК, следовательно, нет необходимости в свидетельстве лиц, имеющих “личные сведения”, о чем говорить заявитель протеста. При этом Комиссия подчеркивает, что ни из одного из избирательных участков, указываемых заявителем протеста не было получено протокола о работе избирательного комитета, и, что никому из кандидатов в президенты Республики голоса не были приписаны.

С учетом вышеуказанного ФИК констатирует, что данные о результатах голосования на выборах президента Республики утверждены на основании достоверных данных, содержащихся в протоколах о ходе голосования и утверждении результатов голосования на выборах президента Республики на статистически обработанных избирательных участках, в связи с чем Федеральная избирательная комиссия приняла вышеупомянутое решение.

Обжалование решения: Настоящее решение можно обжаловать в Федеральном Конституционном суде не позднее 48 часов с момента получения решения, через Федеральную избирательную комиссию.

Секретарь Комиссии:

Милисав Миленкович

Председатель Комиссии:

Боривое Вукичевич”

 

Белград, 01 октября 2000 г.

Автор Олег Золотов
Олег Золотов — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру.
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *