Американцы знают, Почему их так ненавидят во всем мире

Сначала причина - потом действие. По мере того, как мы приближаемся к годовщине черного вторника - 11 сентября 2001 года - становится всё более ясно: за минувший год мировая политология и международные СМИ были поглощены исследованием главным образом второй части этого логического уравнения.

 

 А именно: действия. Жуткого, до сих пор не укладывающегося в голове покушения террористов на самую мощную державу мира. И войны в Афганистане, как защитной реакции этой державы на вызов, брошенный глобальным злом.

 

 Под руинами нью-йоркского торгового центра и Пентагона оказалось похороненным многое. Не только люди, но и мифы. Миф о неуязвимости Соединенных Штатов. Иллюзия всесилия американских специальных служб.

 

 Беспечная самонадеянность среднестатистического американца, поднимающего каждое утро флаг на флагштоке собственного дома в полной уверенности, что это зрелище должно радовать всю планету.

 

 Таран башен-двойников отозвался потрясением всей системы международных отношений. Стало ясно, что конкуренция ядерных арсеналов должна уступить место объединению бывших соперников в борьбе с международным терроризмом.

 

 Решимость России оказать немедленную поддержку операции США в Афганистане была вознаграждена сближением двух стран, беспрецедентным со времен второй мировой войны. Наконец Запад увидел события в Чечне такими, как они есть - составной частью великой мусульманской империи, которую пытаются выкроить пулями и динамитом из карты мира радикалы от ислама.

 

 Поминая в годовщину террористического акта его жертв, склоняя голову перед мужеством американских спасателей, пожарников, простых Джонов и Мэри, сумевших ответить на горе волной патриотизма, мир в тоже время не может освободиться от одолевающих его сомнений.

 

 Да, афганская операция, казалось бы, увенчалась успехом. Но бен Ладен не обнаружен ни живым, ни мертвым, а "Аль-Каида" залегла на дно, причем, возможно, на территории самих Соединенных Штатов.

 

 И что дальше? Сеть мирового терроризма опутывает глобус от Алжира и Испании до Индонезии и Шри-Ланки. Следующим президент Буш мечтает наказать Саддама Хусейна. Но его мечты не разделяет ни мусульманский мир, ни Европа - если не считать Лондона, ни даже верная северная соседка Канада. Вашингтон скользит, не замечая того, в пустоту одиночества.

 

 Вообще спецназ и бомбы - разгромные аргументы. Но год спустя они уже не кажутся таковыми в долгосрочном противоборстве с исламским экстремизмом.

 

 Это что касается действия.

 

 Еще сложнее обстоит дело с первой частью логического уравнения - причиной. За минувший год западная пресса предпочитала либо не касаться причин трагедии 11 сентября - слишком горячо. Либо в редких случаях писать об этом в стилистике примитивных боевых кличей.

 

 Они, террористы, ненавидят наши демократические свободы! Они ненавидят наш образ жизни! Они ненавидят наши институты и нашу экономическую систему! Поэтому они пытаются смолоть всё это в бетонную пыль вроде той, что накрыла Нью-Йорк 11 сентября. А нам что делать? Ничего не остается, как дать сдачи!

 

 В этом праведном гневе уязвленной, раненной державы по-прежнему тонет, остается без ответа исконный, первородный вопрос: а почему всё-таки они так ненавидят "нас", Запад, прежде всего Америку?

 

 Кто действительно интересовался за минувший год этой темой, так это, пожалуй, лишь учёные-исследователи ислама и одиночки-публицисты. В веренице книг, опубликованных после 11 сентября, можно обнаружить несколько общих мест.

 

 К одному из них относится вывод, что Запад, в первую очередь Соединенные Штаты, во многом причастны к процессу политизации ислама, усиления там экстремистских течений и, в конечном счете, к процессу создания этой зеленоглазой гидры - "Аль-Каиды".

 

 Оставим в стороне исторические экскурсы в причины распада Оттоманской империи и появления в 1890 году так называемого "политического ислама" с его идеей объединения мусульман в одном государстве. Обратимся сразу к 1989 году, когда, помимо прочего, поддержка спецслужбами Соединенных Штатов афганских моджахедов привела к уходу Советского Союза из Афганистана. Именно тогда возникает воинство исламских легионеров, которое стало питательной средой международного терроризма, считает ученый-арабист Жиллес Кеппел, автор только что изданного труда "Джихад: тропа политического ислама".

 

 "Международная бригада ветеранов афганского джихада, оказавшись вне контроля государства, внезапно предложила себя для обслуживания дела исламистов по всему миру, - пишет Кеппел. - Она, бригада, взрастила новую, гибридную исламистскую идеологию, первый доктринерский принцип которой состоял в оправдании существования и поведения боевиков..." Бесславную роль США в первоначальной заботе об исламских боевиках, когда те представлялись удобным инструментом подрыва влияния СССР, упоминает и Малис Рутвен, автор книги "Ярость во имя Бога: Исламистская атака на Америку".

 

 "Семена терроризма (в отличие от его корней), - пишет исследователь, - распространялись исламистскими движениями, которые поддерживались и финансировались консервативными мусульманскими государствами... с участием Соединенных Штатов".

 

 И сегодня Вашингтон зря так бездумно возвеличивает бен Ладена, делая из него гения зла, считают многие политологи. Преобладающее мнение на этот счет высказывает индийский публицист Дилип Хиро в своей книге "Война без конца: Расцвет исламистского терроризма и глобальный ответ".

 

 "Приписывая ему все террористические акты от взрыва в Международном торговом центре в начале 1993 года и до самого последнего, Америка неосознанно укрепляет статус бен Ладена как иконы для определенных общественных слоев арабского и исламского мира", - подчеркивает Дилип Хиро.

 

 Многие учёные ставят под сомнение сегодняшнюю тактику Вашингтона отвечать войной на террор. По мнению Дж. К. Акбара, другого известного индийского арабиста, потеря Афганистана мало волнует движение "Талибан", а тем более "Аль-Каиду".

 

 "И "Талибан", и "Аль-Каида", и прочие организации со схожей мечтой могут существовать без правительства и даже без страны, потому что вербовка в их ряды происходит в умах, - пишет он в своей книге "Тень мечей: Джихад и конфликт между исламом и христианством". Нельзя вести битву в умах только с помощью спецназа и крылатых ракет..." Но наиболее прямо, бесстрашно, словно возлагая свою седую голову на плаху истины, прокомментировал события 11 сентября патриарх американской словесности Гор Видал. Самый знаменитый современный писатель США Видал вот уже 50 лет наблюдает за политической жизнью своей страны. У него для этого подходящая родословная: его дед был сенатором, отец - министром авиации при президенте Рузвельте, а его сводная сестра - никто иная, как Жаклин Кеннеди.

 

 С высоты этих связей и опыта Видал счел возможным попытаться ответить на страшный для каждого американца, болезненный, как поворот ножа в ране, вопрос: "Почему нас так ненавидят?". Эта фраза стала подзаголовком его еретической книги "Вечная война во имя вечного мира", опубликованной в ноябре 2001 года в Италии.

 

 Книга Гора Видала до сих пор не издана в США. Она проклята, предана анафеме, по сути, негласно запрещена.

 

 Поводом для этого остракизма стало одно из включенных в книгу эссе, сухо озаглавленное: "Сентябрь 11, 2001 (Вторник)". Гор Видал напоминает читателям то, о чем Америка хотела бы забыть: о тысячах убитых и замученных диктаторскими режимами, которых США поддерживали в Латинской Америке, Азии и на Ближнем Востоке после окончания второй мировой войны, об экономическом ограблении американскими концернами бедных стран, о 3500 мирных жителях, погибших от американских бомб в ходе антитеррористической операции в Афганистане.

 

 - Я перечислил в этой маленькой книжке около четырех сотен ударов, которые правительство нанесло по другим странам, - сказал писатель в интервью агентству Рейтер в дни после 11 сентября. - Это были войны без объявления войны. Обычно в качестве оправдания утверждалось, что они (эти страны) укрывают коммунистов. Если вы наносите удары по людям столь длительное время, кто-то из них не преминет вам отомстить...

 

 Чтобы сохранять свой статус сверхдержавы, свою сферу мирового контроля, Соединенные Штаты десятилетиями прибегали к аморальным методам, убежден писатель. Теперь эти методы обращены против самой Америки. По мнению Гора Видала, 11 сентября произошла "приватизация террора". Из государственного он перешел в частные руки, но с точки зрения потребителя этого продукта "на нем всё та же этикетка".

 

 Безжалостные, разящие слова. Но великий писатель, проживший со своей страной семь долгих десятилетий, наверное, имеет на них право.

 

 Наступающая годовщина трагедии взывает к более глубокому осмыслению трагедии, чем лишь призывы к новым военным ударам.

 

РИА 'Новости'

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить