Кто поднимет власть в Югославии: "Спринтеры" или "Марафонцы"?

События, связанные с выдачей экс-президента СРЮ Слободана Милошевича Гаагскому трибуналу, продолжают оставаться в центре внимания югославских СМИ. В целом пресса довольно лояльно относится к памятному решению сербского кабинета министров от 28 июня (что, кстати, как часто бывает, никоим образом не отражает истинные настроения населения).

«Что после Гааги?..» Комментарий с таким заголовком публикует сегодня белградская газета «ДАНАС». После выдачи экс-президента, отмечает "Данас", произошли как минимум три значительных события, оказавших серьезные изменения на политические отношения в стране.

Во-первых, успешно прошла конференция стран-доноров, на которой СРЮ были выделены кредиты в размере 1,28 млрд долларов. Страны-участницы своими действиями подтвердили, что разрыв властей Югославии с прежним режимом может обеспечить «благоприятную реакцию» и необходимую финансовую поддержку со стороны Запада.

Вторым немаловажным фактором, как замечает «Данас», стала отставка федерального премьер-министра Зорана Жижича и «расторжение неестественной коалиции» между Демократической оппозицией Сербии и «промилошевичевской» Социалистической народной партии Черногории на федеральном уровне.

Третьей важной переменой, которую повлекла за собой выдача Милошевича трибуналу в Гааге, стала новая перестройка внутри самого правящего блока ДОС… В результате выборов, если они произойдут в ближайшем будущем, страна сможет, наконец, получить демократическую власть и демократическую оппозицию, которые сейчас в ней отсутствуют.

В целом же, акция по выдаче Международному трибуналу Слободана Милошевича, хотя многие и отмечали в ней большую долю риска и неопределенности, стала логичным завершением процессов, начатых в стране еще 5 октября прошлого года, резюмирует «Данас»… (5 октября 2000 года Воислава Коштуницу всенародно объявили победившим на выборах.)

Газета «НОВЫЙ ЭКСПРЕСС» в текущем номере анализирует последние перемены на югославской политической сцене. Сейчас в стране четко обозначился конфликт двух концепций проведения реформ.

Первая – «спринтерская», ее олицетворяют сербский премьер-министр Зоран Джинджич и большинство членов правящего блока ДОС, понимающих, что у них «нет права на переэкзаменовку».

Вторая – «марафонская». Ее придерживается президент СРЮ Воислав Коштуница, и основана она «на защите национальных и государственных интересов с одной стороны, - и изнурительных переговорах на всех фронтах, начиная с НАТО и кончая черногорскими сепаратистами, с другой».

Политическая обстановка в Югославии меняется в том направлении, которого, в общем-то, мало кто ожидал. Демократической партии Сербии Воислава Коштуницы и черногорскому блоку «Вместе за Югославию» противостоят блок «Победа за Черногорией» во главе с президентом республики Мило Джукановичем и большинство членов правящей союзной коалиции ДОС. Первые имеют поддержку большинства электората, вторые взяли под контроль политический и государственный аппарат.

«Вместо того, чтобы после конференции стран-доноров, благодаря финансовой поддержке международного сообщества, нам начать согласованное продвижение в лучшее будущее, происходящие события все больше напоминают возврат в прошлое», – заключает комментатор газеты «Новый экспресс»…

Подготовлено по материалам «Radio Jugoslavija»

Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить