Экс-губернатор Поморья Анатолий Ефремов: «Благодарен судьбе за науку»

Помнится, ровно год назад глава Архангельской области Анатолий Ефремов стал первым российским губернатором, который решился провести общероссийскую интернет-конференцию на “ПРАВДЕ.Ру”. На несколько недель его конференция приковала тогда внимание читателей интернет-аудитории. Были к нему тогда и вопросы из-за рубежа, даже с других континентов. Потом были выборы, его не переизбрали. Как сейчас считают аналитики, в первую очередь из-за “грязных” технологий, которые соперники массировано применили против него… На днях с первым российским губернатором-интернетчиком встретилась известная на Русском Севере журналистка Ольга Голубцова.

После так неудачно закончившихся для него лично выборов бывший глава администрации Архангельской области А.А. Ефремов долго держал паузу. Немало разговоров и всевозможных слухов ходило о его судьбе, но все оставались без комментариев. И вот, как мне и обещал, к своему дню рождения, 30 января, он дал наконец первое интервью. Наша встреча состоялась в так любимом им родительском гнезде, в деревне Тойнокурье. Чаевничаем и неспешно ведем беседу. Он спокоен и собран.

– Анатолий Антонович, давайте пойдем по порядку: чем занимались все эти месяцы? Где побывали, что сделали?

– 15 апреля сдал дела. Первые месяцы просто отдыхал, привыкал к свободе. В родной деревне душу отводил.

– Между Северодвинском и Архангельском часто езжу, постоянно летом видела то ваш катер на реке, то машину у родительской избы...

– На даче все привел в порядок, жену порадовал. Наделал автоматики, поставил насосы разные, как-никак инженер по первому образованию. Скучать не пришлось: много приезжало друзей, гостей.

– Церковь освятили...

– Да, напрямую я этим занимался. В строительстве храма участвовали все сельчане, каждый посильную помощь оказал: кто 10 рублей, кто 100. Церковь наша общая, ровно за год мы ее построили. И никакой не подвиг я совершил, как тут один политик выразился, а просто помог организоваться в благодарном деле. Вот раньше народные гулянья были то в Перхачёво, то в Тойнокурье. Теперь этого нет, поэтому церковь здесь – и духовное, и объединяющее начало. После службы люди общаются, обмениваются новостями, мнениями. Недавно, на Крещение Господне, собралось там много народу из окрестностей. И пожилые, и молодые люди ко мне подходили, благодарили. В большинстве своем подбадривали, желали успехов.

– Трудно дался вам этот “переходный период”?

– Не могу так сказать. Полезно в плане приобретения житейской мудрости. В самом начале своего “крестного пути” с опытным кремлевским психологом встречался по ее инициативе: решила проверить мое психологическое состояние. Есть у них особые приемы, эдакие профессиональные хитрости, например сбивать с мысли. Заставляла глаза закрывать, что-то там говорить, повторять. Пожилая женщина чисто по-человечески меня пригласила. Хочу, мол, помочь, ведь есть статистика: из подобных ситуаций легко могут выйти только трое из десяти. Многие горькую начинают пить.

– А вы-то не начали?

– Нет, два дня попробовал, но что-то не понравилось. Не идет. А вот в Карловы Вары съездил с женой, воды минеральной попить. И столько там знакомых россиян, земляков встретил! И не скажешь, что заграница! Поездил по стране, городов 15 проехал по разным поводам, просто навестил друзей-приятелей. Были и печальные визиты. В Астрахань ездил на похороны губернатора Анатолия Гужвина (давно он меня приглашал на рыбалку – так и не собрались, жаль...). На 58-м году не выдержал мужик нервотрепки накануне выборов, умер скоротечно... Еще сам на машине много поколесил по области.

– В Голубино, на Пинежье, помнится, летом мы случайно с вами встретились...

– Сколько меня туда Александр Гладкобородов, директор АГАТ-1, приглашал! Я раньше в этом автопредприятии работал директором. Отличное предприятие, и люди замечательные. Наконец, свободное время нашлось, фольклорный праздник (я люблю такое). Поехал. В Пинеге купались ночью, на Ивана Купалу так принято. Место шикарное. Студенты на практике работали: приметы-обычаи изучали. Мы им посоветовали по крапиве пройтись, через костер попрыгать. На Красной Горке хоры водили хороводы. Хористки говорят: “Помним вашу доброту!” И я помню, как Пинежский хор попросил у меня баян. Купили. А они отказались от него: мол, нам не простой, а концертный нужен. Пришлось заказывать специально, кажется, в Воронеже. С этим эксклюзивным баяном они теперь не расстаются. А как бережно относятся! Дождик моросит – так двое над ним зонтики держат, чтобы ни одна капля не упала! Сам я не мастак в музыкальных инструментах, но у отца немецкий баян был. Я сравнивал: пинежский, конечно, шикарнее... По правде говоря, я еще ни одного человека не встретил, кто голосовал против меня. Подходят, вроде все говорят, что были “за” (смеется). А буквально вчера интересный случай был. Сижу за рулем, девчонки стоят замерзшие, машину ловят. Посадил я их: едут отпраздновать сдачу экзамена. Они вдруг зашептались: “Что-то знакомое лицо!” “Ой, – схватились за головы, – а вы не Ефремов?” И выходить с испугу засобирались. Потом разговорились. Одна из Нарьян-Мара. “Вся комната,– говорит, – вашими фотографиями увешана”. Или по набережной гуляю летом – всегда люди подходят поговорить, просят сфотографироваться. Не чувствую я, что народ отрицательно ко мне лично относится. Очень доброжелательны.

– Анатолий Антонович, а если шире глянуть: с вашим уходом с поста губернатора завершилась целая эпоха – это признают все. И вдруг некоторые ваши начинания оказались свернутыми...

– Да, вот это обидно. Сегодняшнюю ситуацию в области я знаю. В курсе всех дел. Есть весьма печальные факты и реалии. Область отброшена назад: миллиард рублей налогов недособрали. За восемь лет мы увеличили бюджет в шесть с половиной раз! Потерянный миллиард – якобы нереальный бюджет был принят. Но надо же постоянно работать над наполнением бюджета с генеральными директорами, налоговыми органами. И тогда все станет реально. А загубленных проектов сколько! Договорился в Гостином дворе филиал Эрмитажа сделать, деньги “Роснефть” выделила – 36 миллионов рублей, а новая власть их под телевидение в асфальт закатала. Гостиный двор развалюхой остался, филиал ушел в другой регион. Грустно. Новый корпус областной больницы к 1 ноября прошлого года не достроен. Как и городской больницы – к 1 июля уже закончили бы. В Коноше тоже недострой больницы. На газопроводе не сварен ни один метр, ни на шаг не продвинулись дальше. Дорога на Белкомур тоже встала. Умерла идея строительства атомной станции. Так и будем дальше замерзать, из года в год соглашаясь с растущими тарифами на отопление, горячую воду в квитанциях по оплате жилья. Крупный чиновник Минатома рад: “Хорошо что тебя не избрали. Хоть отстал со своей атомной станцией”. А чего стоило мне добиться проведения Морской коллегии у нас в Архангельске! Иванов, Рушайло, Чилингаров, премьер-министр Касьянов, академик Лаверов поддерживали меня, когда я за нее в правительстве бился. Но Морская коллегия прошла в минус области. Центр морских операций Северного морского пути ушел в Мурманск. Ни один пункт коллегии не выполняется. Какую роль она сыграла, скажите конкретно, хоть одну положительную позицию назовите?! Впустую прошла Морская коллегия!

– С такой большевистской прямотой жить, наверное, тяжело при нынешнем вашем положении? Многих знакомых со своего ближнего горизонта потеряли?

– Друзья все остались, и сторонников много рядом. А кто предателями оказался, кто прилип к чину известности, те сразу отлипли и отстали. Смотрю, все жаждут знать: кто именно враг мой, а кто – сторонник. Фамилии называть не буду, из моих уст никто этого не услышит. Я во враги никого не записываю, просто прекращаю с ними любое общение. И это не значит, что я не здороваюсь с ними – нет, формальные отношения сохраняются, а былых уж не вернешь. Бог рассудит: не суди, и не судим будешь. Меня укорять не за что. Я свой срок на посту губернатора отработал честно, и не один – целых два. Мне не стыдно. И человек я не мстительный: когда пришел, команду не менял. Кто не выдержал работать по 12–14 часов или пытался работать на свой карман, тот сам ушел. Никаких репрессий специалистам мы не устраивали и даже на тех, кто откровенно грязь лил, не ополчались.

– Вы прошли через несколько выборов. Разные соперники бывали: тяжеловесы в экономике и политике, пустозвоны-балаболы. Предыдущие не смогли вас одолеть, а тут... Не обидно было проигрывать?

– Тут сам виноват. Положился полностью на штаб. А штаб докладывал: все нормально, все делается, крутится, идет. В предыдущие разы я сам стоял во главе кампании, а здесь доверился тем, кто работал по старинке. Поздно активную кампанию начали, стратегию ее неверно выстроили. Новомодных западных технологий мы не применяли. А грязные проекты я сам запретил использовать, хотя приносили на соперника пачками разные компрометирующие бумаги: “Расскажем, давай”. Нет! Все рассчитывал, что в открытых честных совместных дебатах сразу будет ясно, кто есть кто. Но Киселев на дебаты не пошел, красивым уличным плакатом обошелся, огромным количеством глянцевых листовок. Сам я за годы работы занимался глобальными вопросами: выходом из глубочайшего кризиса, поднятием экономики, обеспечением заказами оборонки Северодвинска, газопроводом, проектированием атомной станции, развитием космодрома Плесецк и Северного морского пути, строительством больниц, дорог, мостов. Я и сейчас уверен, что без этого нет у области будущего. Может, мы мало об этом рассказывали. А простым людям не перспектива нужна – дай благо сегодня и сейчас. Я не мог, как соперники, давать нереальных обещаний. Не мог я, как они, обещать в разы увеличить зарплату, пенсии. Это, к сожалению, невыполнимо сегодня. Хотя последние годы пенсии и зарплаты бюджетникам выплачивали без задержки и постоянно повышали. На третий срок была разработана подробная программа конкретных социальных дел для каждого города и района области. Ну, что делать. Проиграли...

– А может, Крупчака зря “сняли” на выборах?

– Кто его снимал? Он своей рукой заявление написал. Владимир Ярославович пришел в политику неподготовленным. Первоначально он в областное собрание (с моего одобрения и поддержки) пошел. Личность неоднозначная. Да, у него огромный финансовый ресурс. И пиарщики его взялись грязь лить, что все, мол, в области разворовано. А ведь на самом деле “ушел” за границу и в Подмосковье один только Архангельский целлюлозно-бумажный комбинат (кто им руководил?!), а все остальное тут. Как было, так и осталось, еще прирастая.

– Анатолий Антонович, во время выборной кампании вы получили реальную и заметную поддержку президента. Что дальше?

– Он сильно расстроился, когда я проиграл, но до сих пор нормально ко мне относится.

– Откуда же вы знаете?

– Знаю, встречались, передавал приветы.

– Вот сидите сейчас на бюджетной шее, огромные деньги получаете... Именно так про вас недоброжелатели ваши и говорят.

– Кто это говорит, пусть оглянется на себя. Во-первых, это законно заработанные отпускные. Я чужое никогда не возьму – так воспитан. У меня за годы работы губернатором накопилось 339 дней отпуска, их я и использую. А вот как посмотреть с точки зрения морали на тех новичков, кто теперь пришел во власть. Портфель получили, зарплату – и сразу в отставку по собственному желанию. Уходят, год получают зарплату, не отработав толком и, по сути, не заслужив никакой компенсации. Мои люди годами напряженной работы заслужили такое право. Во-вторых, я активно реализую себя на общественном поприще. Постоянно как вице-президент участвую в работе Российского союза лесопромышленников и лесоэкспортеров, консультировал, готовил проект концепции реформирования отрасли. Я член Российского высшего горного совета (это по добывающим отраслям промышленности). Участвовал в съезде полярников, помогаю им как могу. Занимаюсь наукой.

– И в большой политике себя сохранили?

– Был и остаюсь членом Высшего совета партии “Единая Россия”, хотя не губернатор теперь, могли бы вывести, но оставили. На последнем съезде нормально партийное руководство к этому факту отнеслось. Мало того, вышли вместе в перерыве перекусить: Грызлов, Шойгу, Меркушкин (президент Мордовии), Фетисов, сели за один стол.

– А как другие отнеслись?

– В основном, нормально. Кто-то, может, и позавидовал, ловил я такие взгляды...

– Ну а что с кино? Числится за вами такое хобби.

– В прошедшем году, не изменяя традиции, и на “Кинотавре”, и на фестивале “Киношок” побывал. Не скрою, очередное предложение сняться в полнометражном фильме опять поступило: роль уже не эпизодическая – им нужен колоритный русский мужик, сибиряк. Думаю.

– А что тут думать? В Америке стало обычным делом совмещать политику и киноискусство – Рейган, Шварценеггер.

– И в России свои примеры есть: Миша Евдокимов в Алтайском крае например... У нас в области руководитель среднего звена к руководству пришел. Неплохое хозяйство ему в наследство досталось. Но к этой высокой должности надо быть готовым, иметь соответствующие знания, опыт, умение, чутье на принятие взвешенных решений – это с годами приходит. А если не дано – значит, не дано. Я не осуждаю его ни за что, не хочу дестабилизировать обстановку. Хотя очевидно, что команду привел непрофессиональную, очень слабую. Ни практиков толковых, ни ученых нет. Много людей с улицы: ни знаний экономики, ни опыта работы.

– Новый губернатор вообще-то с нулевого фундамента начал и ошибок пока ни экономических, ни политических не наделал.

– Да ничего он еще вообще не сделал, откуда ошибкам быть! Едет по накатанному пути. А то, что доходная часть бюджета не собрана, это как вы считаете?! Не ошибка? Это как оценить? Динамика роста объемов промышленного производства у предприятий годами закладывалась. Значит, и налоги должны были возрасти. Ан нет! Ни ежегодного послания губернатора, ни стратегии развития не смогли сделать. Да ее у них и нет. А я каждый год делал: сидел с командой, экспертами, хозяйственным активом, бюджетниками, депутатами, общественностью – над чем и как дальше будем работать. Вот вы все меня провоцируете. Многие просили дать интервью, поругать, разнести существующую власть, а я, поймите, этого делать не хочу. Не моя задача теперь анализировать власть. Пикироваться не стану. И так народу тяжело живется. Я масла в огонь не буду подливать.

– Тогда вернемся к выборной тематике. Постоянно ходили слухи, что пойдете то на одни выборы, то в других баллотироваться собираетесь. А вы “не оправдали” надежд...

– Где замешаны деньги, я там не участвую.

– По НАО есть прогнозы?

– Впереди второй тур. А для области кого изберут, с тем и надо будет работать. Зуд политический по поводу объединения прошел, так что за работу. Хотя в перспективе объединение субъектов неизбежно.

– А как пройдут выборы мэра Архангельска?

– Победят деньги, к сожалению. Здесь сегодня решает все не знание дела, не опыт, не авторитет, не порядочность и честность, а дорогостоящий грязный пиар, оболванивающий наших доверчивых людей. Я не буду называть своих предпочтений. Скажу только, что есть достойные кандидаты, а есть и такие, кого и близко допускать нельзя. Даже думать о них нельзя!

– Теперь о вашем будущем. Дальше руководствуюсь слухами. Поговаривают о том, что вы можете быть назначены послом в одну из скандинавских стран. Внесите ясность.

– Послом многие рвутся, но не по мне это. И не в чужбине дело. Мне поступило немало интересных предложений: и государевых, и по бизнесу, и по науке, и фонды возглавлять. Многие коллеги-губернаторы к себе зовут, даже в Тюмень приглашают работать. Буду выбирать. В начальники я никогда не рвался. Очень спокойно отношусь к названиям должностей. Накомандовался за свою жизнь досыта. В 22 года стали звать Анатолием Антоновичем. Без лукавства скажу, что звездной болезнью не болею. Заниматься буду тем, что нравится. Многое в жизни переосмыслил.

– Уроки небесполезные?

– Самый страшный – трагедия со взрывом в Архангельске. Переживаний у меня было. Первое, что я сделал, пока не сдал губернаторские дела – пошел в правительство. Обычно такие материалы готовятся, согласовываются три месяца. Переговорил с Фрадковым, Шойгу. Моя команда за неделю подготовила кипы необходимых документов. До подписания протокола о выделении нам денег я находился в Белом доме. Трагедия произошла в самый разгар политической борьбы. Такого еще не знал Архангельск. А сколько в выборный период было “заминировано” домов в Коряжме, Северодвинске, Архангельске. Провокационные звонки постоянно поступали. Что это? Стечение обстоятельств? Цепь случайностей? “Учения” для выдержки? Давайте проанализируем. Именно в один период все случилось! Сволочи (воздастся им за это) 58 человек невинных погубили. И слава Богу, больше не будет выборов! Когда президент объявил о вертикали власти, я искренне порадовался его решению. С 1996 года я стоял на том, что назначаться должны губернаторы, мэры и вся исполнительная вертикаль власти на местах. Правильно, будет с кого спросить!

– Какие прогнозы по будущей кандидатуре губернатора Архангельской области?

– А какие могут быть кандидатуры? Есть избранный губернатор. Пусть он теперь поработает. Пусть себя покажет.

– А домашние радости?

– День рождения скоро – приглашу кого хочу, а не политический хурал, как в последние годы собирать надо было. Ради стабильной ситуации в области я был открыт для всех. По-человечески, впервые за много лет, встречу свой личный праздник с друзьями. Так что где-то я даже и благодарен судьбе за науку. Но руки чешутся по работе!

Ольга Голубцова, специально для “ПРАВДЫ.Ру”

На снимке : кадр из фильма “Вовочка”, где Анатолий Ефремов сыграл одну из ролей, еще будучи губернатором Поморья

Автор Инна Новикова
Инна Новикова - с 2000 года - генеральный директор, главный редактор интернет-медиахолдинга "Правда.Ру". *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *