Алжир "монетизировал" колониальные грехи Франции

Алжир потребовал от Франции признать ответственность за "преступления периода колониального господства". Как ни странно, получается, что эту мысль его руководству подал сам бывший "колониальный господин". Устами своего посла в Алжире Бернара Бажоле.

Совсем недавно, в октябре, он призвал родную власть признать "ужасные убийства", имевшие место в этой стране в конце Второй мировой войны. Речь идёт о так называемой "Бойне в Сетифе" 8 мая 1945 г.

В этом городе на северо-востоке Алжира французская полиция расстреляла мирных демонстрантов, которые вышли на улицы с требованием предоставить их стране независимость. Это привело к гибели от 1500 до 8000 человек, по французским данным, и к 45 тысячам жертв, по алжирским.

Однако претензии, прозвучавшие в требованиях африканского государства, простираются гораздо дальше. Они включают в себя признание репрессий (и компенсации за них) на всем протяжении французского владычества (1830-1962 годы).

По мнению генерального секретаря правящей партии Фронт национального освобождения Алжира (ФНОА) Абдельазиза Бельхадема, "это требование законно, а также оправдано как с исторической, так и с моральной точек зрения. Алжирцы вправе требовать этого признания, поскольку речь идет еще и о нашем праве на общую память", - заметил он.

Читайте также:   Алжир ведёт плохую игру, отказываясь от МиГов

Реакция французских властей пока неизвестна. Чем вызвано адресованное им резкое заявление? Почему оно появились только сейчас? Насколько обосновано, и есть ли на сто рассчитывать Алжир?

Эти вопросы " Правда.Ру" задала ученому-арабисту из Института стратегических оценок и анализа Сергею Демиденко, эксперту алжирского происхождения Гезелю Джамалю и старшему научному сотруднику Института Европы Сергею Фёдорову. Вот что они ответили.

Сергей Демиденко:

– "Исторические" требования Алжира обусловлены политическими и экономическими мотивами. Его власти прекрасно понимают, что значит их страна для Франции. Особенно если коснуться нефтегазового аспекта. Париж в значительной мере зависит от поставок именно алжирского газа, и в руках у этого африканского государства довольно сильный козырь.

Но я не думаю, что стороны станут доводить дело до суда. Алжирские власти должны отдавать себе отчет, что им трудно будет выиграть дело полувековой давности. Вряд ли захотят лишней огласки того, что происходило в Алжире, и сами французы. Поэтому, скорее всего, дело решат без лишнего ущерба для двусторонних отношений.

Сергей Фёдоров:

– Конечно, появление таких заявлений со стороны алжирского руководства не случайно. Более того, бросается в глаза то, что они сделаны после недавнего визита в страну французского президента Саркози. Вообще, тема виновности и ответственности бывших метрополий за их былую колониальную политику в последнее время популярна.

В том числе подобные обвинения выдвигали и против Франции. Причем Алжир здесь не новатор. Еще в марте этого года иски против Парижа подали тысячи жителей Французской Полинезии за то, что на протяжении десятков лет французы проводили в южной части Тихого океана испытания ядерного оружия, чем нанесли значительный ущерб местным жителям.

Смысл такого поведения бывших колоний я вижу в том, что они хотят не только получить компенсации, но и пересмотреть свои отношения с бывшими метрополиями в целом. Но я не думаю, что дело дойдет до серьезного судебного разбирательства. Скорее всего, стороны решат это дело без громких споров.

Кроме того, нельзя исключать, что риторика руководства ФНОА направлена не на внешнее, а на внутреннее потребление. Прежде, в 1992 году, эта партия испытала сокрушительный разгром от исламистов на парламентских выборах и долгое время держалась на штыках военных.

Читайте также:  "Аль-Каида" бьёт по Европе через Алжир

Тем более что внутриполитическая ситуация в Алжире, хотя уже и не такая острая, как в 1990-е годы, но спокойной её тоже назвать сложно. Видимо, настала пора как-то подкрепить её авторитет громкими заявлениями по адресу Франции.

Гезель Джамаль:

– Требование со стороны Алжира абсолютно справедливое. Столь сильного поступка ожидали от властей страны многие алжирцы, как арабы, так и берберы. И не случайно, что оно прозвучало именно сейчас.

Напомню, что 1 ноября алжирский народ отмечает 55-ю годовщинус начала Национальной освободительной войны против французского

Алжир
Алжир "монетизировал" колониальные грехи Франции
колониального владычества. В этот день силы сопротивления атаковали колонизаторов в 50 разных точках страны, и спустя семь лет Алжир стал свободным.

И сегодня алжирское руководство напоминает Франции, что её старые преступления не забыты. И совершенно правильно, что речь идет о компенсациях за весь период колониального господства. Ведь алжирский народ страдал под пятой французских колонизаторов почти полторы сотни лет.

Я напомню, как проходило завоевание нашей страны, чтобы дать понять, что нам есть за что спросить с французов. В 1830 – 40-х годах, когда они завоёвывали Алжир, творились такие вещи, по сравнению с которыми меркнут преступления гитлеровцев во Второй мировой войне. Алжирский народ, как берберы, так и арабы, сражались с захватчиками до последнего человека.

Против нашего народа французы бросили легионеров, набранных из сброда со всей Европы, которые творили у нас ужасные зверства. Пример – завоевание Кабилии. Захватчики загоняли мирное население в пещеры, обкладывали выходы оттуда хворостом и поджигали. От удушья гибли тысячи женщин, детей и стариков.

В случае восстаний на уже завоеванных территориях поголовно уничтожалось все их население, для острастки остальных легионеры надевали отрубленные головы жертв на пики и проходили с ними по тем населенным пунктам, которые могли примкнуть к сопротивлению.

То, что происходило во время Национально-освободительной войны 1954–62 годов, – разговор особый. Именно за расследования ее событий Алжир может получить львиную долю компенсаций. Методы подавления восстания алжирского народа со стороны "просвещенной" Францией за сто с лишним лет почти не изменились.

Французы лишь взяли на вооружение тактику гитлеровцев: сгоняли население партизанских районов в концлагеря и проводили массовые репрессии. Кроме того, использовали они и технические новшества, такие, как напалм.

Всего же за время этой кровавой войны алжирский народ потерял полтора миллиона человек из девятимиллионного населения. Эта цифра говорит сама за себя.

Так что нам есть, за что спросить с французов. И мы уже фактически начали судебное дело, которое имеет все шансы увенчаться успехом. Я имею в виду полугодовой давности иск против Франции жителей местечка Реган, где французы в конце 1950-х гг. проводили испытания ядерного оружия.

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить