Распутает ли «двадцатка» клубок противоречий?

В Лондоне начался саммит «большой двадцатки». Стороны обсуждают ключевые проблемы современности. Главная из них – мировой финансовый кризис. При этом даже традиционные союзники США – Англия и Франция противятся американским планам. Бросается в глаза и то, что Англия отвергает предложения некоторых английских политиков на фоне экономических проблем подвергнуть Россию критике за «нарушение демократических норм».

На открывшейся встрече «большой двадцатки» лидеры самых влиятельных стран мира приступили к обсуждению насущных мировых проблем, прежде всего, – выходу из мирового финансового кризиса. Перед началом работы саммита стороны провели встречи для уточнения своих позиций. Среди особенно значимых – консультации американского и российского президентов.

Однако от самого саммита трудно ожидать какого-то серьезного прорыва. Даже оптимист Барак Обама не исключил того, что из-за разногласий сторонам не удастся договориться о выработке единых мер по преодолению кризиса.

Все дело в разнице подходов. Американский президент призывает в качестве одной из главных мер остановить национальный протекционизм и оказать поддержку развивающимся странам, по которым кризис бьет сильнее всего.

Накануне Обама пытался убедить участников встречи, чтобы они отказались от идеи спасения только своих экономик, и призвал выработать план, который замедлит развитие кризиса, «не признающего государственных границ», и будет содействовать возрождению мировой экономики.

Однако с ним не согласен президент Франции Николя Саркози. Он настаивает на спасении французского автопрома. Как раз протекционистскими мерами. Так же поступают и другие лидеры, которые на словах клеймят протекционизм, но, когда речь заходит о собственных отраслях экономики, становятся пламенными сторонниками их защиты.

Разница подходов наблюдается и в помощи другим странам. Франция и Германия, чьи экономики являются одними из сильнейших на планете, не горят желанием снимать с себя последнюю рубашку ради других. Напомним, что они при поддержке большинства европейских стран отказалась на последней встрече в марте 2009 г. предоставить государствам со слабой экономикой помощь в размере 165 млрд евро. Речь шла о недавно принятых в Евросоюз.

При этом Германия и Франция предлагают переложить финансовую помощь третьим странам на МВФ и предоставить «причитающиеся им по праву более значительное место и соответствующие обязанности».

Французский президент накануне открытия саммита открыто заявил, что считает недостаточно серьезными меры по регулированию финансовых рынков, предлагаемых в проекте итогового коммюнике, поскольку имеющиеся правила только усугубили кризис. И потому Саркози не собирается ставить свою подпись. По его словам, Франции не нужен саммит «с красивыми словами, но без конкретных обязательств». Париж особенно недоволен «недостаточно жестким» подходом Великобритании к демонтажу офшорных финансовых центров, наличие которых, по мнению ряда экспертов, усугубило кризис. Более того, Саркози «лягнул» США, заявив, что причина кризиса – в недостатках так называемой англосакской модели капитализма. Позицию Франции поддержала другая ключевая страна ЕС – Германия.

А американские банки проявляют недовольство попытками государства ограничить их свободу, и это накладывает определенный отпечаток на поведение Обамы.

Показательно, что накануне местные депутаты пытались столкнуть хозяина саммита - английского премьера Гордона Брауна на «антироссийские рельсы». Однако он мудро не поддался на провокацию. В частности, депутатский запрос касался положения относительно прав человека в России. Тем самым кое-кто, видимо, попытался отвлечь внимание от американо-европейских разногласий.

Но Гордон Браун заявил, что в отношениях с Россией Великобритании следует сосредоточиться на совместной работе по решению «важнейших международных проблем, включая разоруженческую тематику, режим нераспространения ядерного оружия, установление мира на Ближнем Востоке, курс в отношении Ирана», и отказался ставить вопрос о правах человека во главу угла.

Что же касается разногласий, важно напомнить и о поддержанной Китаем инициативе России о создании новой резервной мировой валюты в противовес доллару. Этому противятся США.

Так что при наличии подобного клубка противоречий сторонам будет крайне сложно прийти к единому мнению. Конечно, можно, сохраняя лицо и пользуясь витиеватым дипломатическим языком, заявить всему миру о прорыве. Но кому от этого будет легче?

Читайте также Россия-США: выгоды вместо опасных иллюзий

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить