На смену Лиссабонскому договору придет Московский?

198024.jpeg1 декабря вступил в силу Лиссабонский договор - основополагающий документ Евросоюза, закрепляющий увеличение полномочий общеевропейских структур в ущерб национальным.

Вместе со вступлением документа в силу сегодня же будут замещены и две должности, учреждённые договором.

Речь идёт о генеральном секретаре Совета Евросоюза французе Пьере де Буассье и высоком представителе по международным делам и безопасности (фактически главе МИД ЕС) британке Кэтрин Эштон. Председатель Совета ЕС (фактически президент ЕС) бельгиец Херман ван Ромпей приступит к своим обязанностям 1 января 2010 г.

Лиссабонский договор был принят 13 декабря 2007 г. И сразу же стал объектом критики. Премьер Великобритании Гордон Браун отказался ставить подпись под документом вместе со своими коллегами и сделал это отдельно.

Ради того, чтобы этот "автограф" появился, ЕС пришлось смириться с требованием англичан, что их законы стоят выше законов Евросоюза.

В свою очередь, президент Польши Лех Качиньский хотел, чтобы его страна имела бы столько же голосов, сколько значительно более населенные Франция и Англия.

В ход шли самые разные доводы - вплоть до того, что если бы не потери во Второй мировой войне, численность населения Польши была бы в полтора раза выше.

В итоге Брюсселю пришлось пойти на уступки полякам - пусть их вес и не стал равен французскому или английскому. Кроме того, рьяным католикам-полякам разрешили не узаконивать однополые браки.

Во избежание сюрпризов практически все страны решили ограничиться голосованием в парламенте. Вынести Лиссабонский договор на референдум рискнули только в Ирландии. И её граждане при голосовании 12 июня 2008 г. документ отвергли. Ратификация договора застопорилась.

Президенты Польши и Чехии Лех Качиньский и Вацлав Клаус, относившиеся к договору критически, воспользовались ирландским референдумом и отказались ставить свою подпись.

Однако мировой кризис, тяжело ударивший по Ирландии, заставил ирландцев передумать. Оказалось, что ЕС - не только бюрократическая машина, но ещё и рука помощи в трудную минуту. 2 октября 2009  г. на повторном референдуме большинство "кельтов" сказали Лиссабонскому договору "да". И  после этого Качиньский тоже подписал его.

Но оставался чешский президент. На Клауса не действовало ничто - ни успех референдума в Ирландии, ни положительное решение собственного парламента. Он твердил, что Лиссабонский договор угрожает суверенитету Чехии.

В ход пошёл "исторический аргумент": выселенные из Чехии после Второй мировой войны судетские немцы смогут выдвинуть против этой стране многомиллиардные иски за потерянное имущество.

В итоге Евросоюзу пришлось уступить и чехам: им дали возможность не подписывать Хартию прав и свобод, на основании которой к ним могли быть выдвинуть иски.

После этого 3 ноября Конституционный суд Чехии признал Лиссабонский договор не противоречащим Основному закону, а президент его подписал. И тут же было объявлено, что документ вступит в силу 1 декабря.

Торжествующие лидеры Евросоюза решили не тянуть с процессом избрания новых руководителей организации. 19 ноября по итогам рабочего ужина 27 президентов и премьеров стали известны имена "президента" и "главы МИД" ЕС - Херман ван Ромпей и Кэтрин Эштон.

Так что объединённая Европа встречает зиму не только с новым основным документом, но и с новыми руководителями.

Что ждут европейцы от Лиссабонского договора? Об этом в интервью "Правде.Ру" рассказал директор российских и евразийских программ Германского совета по внешней политике Александр Рар.

- Лиссабонский договор придал евроинтеграции новый импульс. Теперь ЕС в большей степени станет политической организацией, нежели бюрократической. Если раньше он напоминал "Фольксваген", то теперь - "Мерседес". Правда, управлять им пока будут люди (ван Ромпей и Эштон), не способные ехать быстрее 100 километров в час.

Многие ожидают от нового Евросоюза большей независимости во внешней политике. Прежде всего, независимости от США. Если ЕС сумеет говорить отличным от Вашингтона голосом, можно сказать, что Лиссабонский договор заработал.

В противном случае ту часть документа, где говорится об оборонной политике, придется считать косметической.

Часто слышатся голоса о том, что теперь любая страна может выйти из ЕС. В это верится с трудом. Бывшие соцстраны получают от Брюсселя финансовую помощь, от которой отказаться не готовы.

Более интересный вопрос - вечный евросекптик Великобритания. Но англичане получили портфель главы МИД ЕС, и вряд ли откажут себе в удовольствии управлять внешней политикой всей Европы.

Евросоюз ругают за то, что он разводит бюрократию. Но "бумагооборот" затем и нужен, чтобы находить компромисс между 27 странами. И кипа бумаг способна предотвратить войны. Вообще это чудо - Европа без войн.

Ни один континент не знал за последние столетия столько войн. А теперь все спорные вопросы будут решаться в бюрократических кабинетах.

Со вступлением в силу Лиссабонского договора непременно наступит и новое расширение ЕС. Оно необходимо, чтобы не было зон вакуума. Если бы 20 лет назад Сербия и Хорватия были бы членами ЕС, они бы не воевали друг с другом.

А теперь в скором времени они будут приняты в ряды Евросоюза. Не исключено, что вслед за Балканами когда-то ряды ЕС пополнит и Украина.

Что касается России, то теперь с ЕС ей будет разговаривать несколько сложнее - ведь он стал более сплочённым. Но можно гарантировать одно: Россия и страны Евросоюза не будут воевать друг с другом.

Поскольку Россия - страна всё-таки европейская, то и она станет ближе к ЕС. Возможно, между ними установятся особые отношения. Но когда наступят те времена, Евросоюз будет уже другим. И на смену Лиссабонскому придёт другой договор. Не исключено, что Московский...


Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *