Зачем Китаю нужна зарубежная военная база — Павел КАМЕНОВ

В восточноафриканской республике Джибути прошла церемония открытия первой военной базы Китая за пределами самой страны. Ранее официальный Пекин заявлял, что зарубежная база будет использоваться для организации миротворческих операций на востоке Африки. Саму церемонию открытия приурочили к 90-летнему юбилею со дня основания Народно-освободительной армии КНР. По данным китайских СМИ, в церемонии открытия новой базы материально-технического обеспечения приняли участие члены почетной гвардии китайских вооруженных сил. Как сообщалось ранее, база открыта для обеспечения участия китайской армии в миротворческих операциях в регионе, а также для более эффективного оказания гумпомощи странам Западной Азии и Африки. Кроме всего прочего, на этой базе китайская армия планирует в будущем проводить военные учения. Всего здесь будут служить более двух тысяч военных. Насколько изменит открытие зарубежной базы ситуацию в регионе и на мировой арене в целом, ведь Китай всю свою историю занимал более сдержанную позицию и являлся относительно тихой страной? Не создаст ли дополнительную напряженность военная база Китая вблизи таких стран как ОАЭ, Саудовская Аравия и Катар? Не приведет ли это к гонке вооружений и усилению военного присутствия других стран в регионе? Об этом "Правда.Ру" поговорила с кандидатом политических наук и заместителем главы Центра социальных и экономических исследований Китая при Институте Дальнего Востока РАН Павлом Каменовым.

— Всегда считалось, что китайцы не агрессоры и не способны на воинственную риторику, а тут довольно масштабный парад проведен, прозвучали резкие заявления Си Цзиньпина на церемонии, посвященной празднованию 90-й годовщины Народно-освободительной армии Китая, открыта первая за всю историю зарубежная военная база в Джибути. Как это объяснить?

— Тут есть простое объяснение. Китай — это растущая высокими темпами экономически развитая держава. Темпы их развития — 6,5-7% в год, это выше средних темпов мирового уровня. Китай сейчас развивает сотрудничество, в том числе экономическое, с десятками стран мира. Активно реализует свою концепцию "один пояс — один путь", поэтому они резонно считают, что имеют право на защиту своих экономических интересов за рубежом, в том числе. Там, где крутятся большие деньги, нужно думать о безопасности: это необходимость.

— Ситуация меняется? То есть это значит, что и в военном отношении Китай станет гораздо активнее?

— Они увереннее себя чувствуют. Они просто смелее стали проводить ту политику, которую находят нужной. Китай всегда отличался неагрессивной риторикой, это правда. Но разница вся в том, что сейчас Китай вышел за пределы национальных границ, его экономика вышла за пределы. Поэтому у него существует потребность в обеспечении безопасности, например, морских транзитов и коммуникаций, а также своих интересов в отдельных районах мира. В этом отношении происходит естественный и закономерный процесс.

— База построена недалеко от Саудовской Аравии, ОАЭ, Катара. Почему выбран именно этот регион? Какие задачи перед собой ставят?

— Им интересен Индийский океан. Китаю именно там нужны опорные пункты для военно — морских и военно-воздушных сил. Эта задача для Китая сейчас приоритетна, она является жизненно важной, потому что им нужно без угрозы транспортировать нефть и обеспечить безопасность путей для импорта "черного золота" из стран Северной Африки и Ближнего Востока. Кстати, в Джибути они будут соседствовать с американской базой.

— Значит здесь тоже сталкиваются интересы Китая и Америки? Или в плане безопасности наоборот будет сотрудничество? Коалиционные мероприятия с Россией в регионе не предвидятся?

— Китай расширяет сферу своего влияния, сферу действия своих вооруженных сил. Это очевидно.

В Южно-Китайском море у Китая и США затяжной конфликт. Поэтому по тем же принципам они действуют и в других регионах. Но уверен, что Китай по-прежнему не стремится сам развязывать войны, он только хочет гарантировать стабильность и защиту.

Относительно коалиционных мероприятий с Россией по борьбе с ИГИЛ в регионе официально пока никаких сообщений не было. И если оценить обстановку там, то пока каких-то явных признаков нет.

Автор Татьяна Трактина
Татьяна Трактина — музыковед, журналист, корреспондент, руководитель службы интервьюеров Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить