Посол РФ в Германии: о проблемах "русских немцев", советских захоронениях и многом другом

Как идет работа по ликвидации визовых барьеров со странами ЕС, каковы перспективы экономического сотрудничества РФ и Германии, как "российским немцам" живется в фатерлянде, и как в Германии относятся к захоронениям советских воинов. Об этом корреспондент "Правды.Ру" побеседовал с Чрезвычайным и Полномочным Послом России в Германии Владимиром Грининым.

- Владимир Михайлович, как Вы оцениваете сегодняшний уровень развития отношений между Россией и Германией?

- Наши государства связывают отношения стратегического партнерства. В том, что Россия и Германия необходимы друг другу, сейчас убеждено подавляющее большинство представителей политической и деловой элиты обеих стран, да и, как мне кажется, большая часть простых россиян и немцев.

У нас крайне насыщенный график политических контактов. Взять хотя бы октябрь этого года. 3 октября для участия в празднествах по случаю 20-летия объединения Германии в Бремен прибывает Председатель Совета Федерации России С.М.Миронов. Затем, в середине месяца, состоится государственный визит в Россию федерального президента Германии К.Вульфа. А буквально несколько дней спустя Президент России встретится с канцлером ФРГ А.Меркель на трехстороннем российско-германо-французском саммите в Довиле.

Многие механизмы двустороннего сотрудничества - ежегодные межгосударственные консультации, рабочие группы высокого уровня по безопасности и по экономическим и финансовым вопросам, форум общественности «Петербургский диалог» - уникальны.

Германия - наш важнейший экономический партнер. Сегодня на российском рынке работает более 6,5 тысяч немецких фирм. Две трети из них - малые и средние предприятия. Правда, мировой финансово-экономический кризис не обошел стороной и российско-германские торгово-экономические отношения. Но сейчас товарооборот быстро восстанавливается. За январь-июнь он вырос на 36,6%. Главное, что даже в кризисный 2009 год ни один крупный инвестиционный проект не был заморожен. Из 30 млрд. долларов иностранных инвестиций, поступивших в российскую экономику в первой половине текущего года, пятая часть (5,8 млрд.) приходится на долю ФРГ. По этому показателю немцы с отрывом лидируют среди наших зарубежных партнеров.

Германия для нас - и основное действующее лицо в реализации концепции «модернизационного партнерства» между Россией и ЕС. В любых аспектах модернизации нашей страны, будь то энергосбережение, обновление производственной базы или подготовка кадров, реформирование системы здравоохранения и социального обеспечения, взаимодействие с Германией, германский опыт для нас весьма ценен.

Мы делаем ставку на диалог с Берлином и в реализации одной из ключевых целей нашей внешней политики - создании общеевропейского пространства равной безопасности от Ванкувера до Владивостока. Ведь Германия - не только один из ведущих игроков в европейских и евро-атлантических структурах. Именно немцы, наряду с французами, зачастую выступают в них в качестве «голоса разума». Неслучайно впервые идею Договора о европейской безопасности Президент России высказал в 2008 г. именно в германской столице.

- В каких областях Россию и Германию можно считать партнерами, а в каких - конкурентами?

- Если отталкиваться от экономических интересов, то Россия и Германия - естественные партнеры. Наша страна располагает необходимыми ФРГ энергоресурсами, а также уникальными наработками в таких областях, как авиация и космос. Немцы же являются признанными лидерами в производстве промышленного оборудования, в области технологий энергосбережения, во многих других сферах - словом, обладают всем тем, что необходимо для модернизации нашей промышленной базы. При этом, хотя обе наши страны являются нетто-экспортерами, номенклатура экспорта у нас - совершенно разная. В результате мы, как правило, не «мешаем друг другу» на мировых рынках.

У нас - схожие позиции по ликвидации последствий мирового экономического кризиса и проблематике регулирования международных финансовых рынков.

Что же касается политики, то в решении ключевых задач международной повестки дня, таких как борьба с терроризмом, трансграничной преступностью, распространением оружия массового уничтожения, урегулирование региональных конфликтов, мы также стремимся взаимодействовать как партнеры. Так, ФРГ стала первой западной страной, которой было предоставлено разрешение на транзит грузов для своего воинского контингента в Афганистане через российскую территорию. Но, конечно же, надо учитывать, что Германия является членом ЕС и НАТО.

- Как идут российско-германские переговоры об отмене визового режима между Россией и ЕС? Есть ли в ФРГ силы, которые препятствуют от мене виз.

- Наш основной партнер по переговорам о взаимной отмене визового режима - Комиссия ЕС. В мае этого года на саммите Россия-Евросоюз в Ростове-на-Дону Президент России уже передал нашим европейским партнерам проект соответствующего договора. Но, безусловно, мы ведем диалог и со всеми членами Евросоюза на двустороннем уровне. Германия - не исключение. Более того, в 2003 г. с ФРГ было заключено двустороннее соглашение об облегчении режима взаимных поездок, которое затем легло в основу аналогичного договора между Россией и Евросоюзом от 2007 г.

Вопрос о ликвидации визовых барьеров затрагивается российской стороной в инициативном порядке на всех встречах на высшем и высоком уровне. И если германский бизнес здесь - на нашей стороне, то отношение к этой инициативе ряда политиков и представителей ведомств - по-прежнему сдержанное. Так или иначе, переговоры продолжаются, и мы не оставляем надежды на успех.

- Играют ли переселившиеся в Германию "российские немцы" какую-то роль в развитии российско-германских отношений?

В Германии проживает порядка 2 млн. этнических немцев, переселившихся из бывшего СССР. Но, несмотря на свою многочисленность, они, в отличие, например, от турецкой диаспоры, пока практически не представлены в политических структурах страны. В бундестаге нового созыва 15 депутатов происходят из семей иммигрантов. Но среди них Вы не найдете ни одного российского немца. Та же картина, за редким исключением - в земельных парламентах. Сказывается некая разобщенность, которая до недавнего времени была свойственна русскоязычной диаспоре в Германии в целом.

Вместе с тем, в последнее время, в связи с динамичным развитием российско-германских связей, российские немцы становятся более востребованными на рынке труда. Их охотно берут на работу в компании, работающие с российскими клиентами, в клиники, принимающие пациентов из России. В этом качестве они, безусловно, способствуют общению между нашими странами. Да и в плане организационного объединения появились позитивные признаки.

- Как относятся немцы к захоронениям павших советских воинов и памятникам вроде того, что стоит в Трептов-парке?

- По двустороннему соглашению 1992 г. германская сторона обязана осуществлять надлежащий уход за находящимися на ее территории российскими воинскими захоронениями. В целом немцы свои обязательства выполняют добросовестно. Городские власти Берлина ежегодно выделяют несколько миллионов евро для поддержания в должном виде российских военных мемориалов. Сложнее обстоит дело с захоронениями, расположенными в маленьких городках, где в местном бюджете порой не хватает средств для ухода за ними.

Что же касается отношения простых немцев, то, несмотря на отдельные, к сожалению, продолжающиеся случаи вандализма, у большинства оно, как мне кажется, достаточно уважительное. Так, на торжественное возложение венков, которое мы ежегодно в канун 9 мая устраиваем у воинских мемориалов в Трептов-парке и Тиргартене, приходят и немецкие граждане. Встречаются и добровольцы, ухаживающие за нашими могилами. Нередко к этому подключаются чиновники.

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *