Кто "давил" на экипаж Качиньского?

В Польше вновь обсуждают версии авиакатастрофы под Смоленском. Местные СМИ заговорили о том, что непосредственно перед падением на лётчиков оказывали давление высокопоставленные пассажиры.

В среду телеканал TVN и журнал Warsaw Business Journal обнародованный доселе не публиковавшийся фрагмент стенограммы переговоров пилотов. Согласно ему, командир экипажа Аркадиуш Протасюк заявил: "Если мы (я) не приземлимся, то он (они) убьёт (убьют) меня". Расхождения в расшифровке связаны с плохим качеством записи. По словам представителей TVN, информация была получена из неофициальных источников.

Оценивая запись, Warsaw Business Journal напомнил о версиях, выдвигавшихся вскоре после трагедии. По одной из них, Лех Качиньский потребовал от пилота любой ценой приземлиться в аэропорту Смоленска. То, что над взлётно-посадочной полосой висел густой туман и российские диспетчеры предложили экипажу уйти на запасной аэродром, в расчет принято не было.

Кроме того, изданию вспомнилась история двухлетней давности. После войны в Южной Осетии Лех Качиньский отправился в Грузию, чтобы поддержать своего коллегу Михаила Саакашвили. Лётчик побоялся сажать борт в Тбилиси. Во-первых, неподалёку от аэропорта грузинской столицы шла перестрелка. Во-вторых, погода оставляла желать лучшего. Тем не менее, Качиньский отверг вариант посадки в Баку, назвав лётчика "трусом".

Читайте: Черный пиар на "черных ящиках"

Эксперт польского Сейма по вопросам авиации Роберт Завада прямо заявил, что давление на пилотов могли оказать сам Качиньский и (или) командующий ВВС Польши Анджей Бласик. Про высокопоставленного военного известно, что он был одним из двух посторонних лиц в кабине пилотов.

"Если подлинность и содержание фрагмента подтвердятся, мы можем понять, насколько тверд был в своем решении пилот. То, что он не пошел на еще один круг перед посадкой, свидетельствует о том, что он боялся последствий того, что он не посадит самолет (в Смоленске)", — предположил Завада.

В свою очередь, пилот польских ВВС Михал Фишер заявил, что "важные персоны, которые всегда хотят, чтобы все делалось так, как хотят они, часто оказывают давление на пилотов". Имени Качиньского он прямо не называл, однако понять, на кого он намекает, не так уж трудно.

Приведённую выше информацию правительство и военное руководство Польши пока оставили без комментариев. А глава МВД Польши Ежи Миллер ещё 12 июля заявил, что комиссия по расследованию причин катастрофы Ту-154 должна завершить работу до конца текущего года.

Фото: AP

Отметим, что несколько дней назад в стенах Сейма уже прозвучало мнение о вине Леха Качиньского. Скандально известный депутат от правящей партии "Гражданская платформа" Януш Паликот заявил, что "моральную ответственность за смерть 95 человек несет Лех Качиньский, поскольку он подготавливал визит, на его руках кровь погибших".

Депутат предположил, что в роковой день 10 апреля Лех Качиньский был нетрезв. Именно этим Паликот объяснил тот факт, что президент опоздал на самолёт на целых 25 минут. А затем на борту он требовал любой ценой попасть на траурные мероприятия в Катынском лесу вовремя. Правда, даже соратники Паликота по партии не поддержали его мнение и высказались за исключение скандального политика из "Гражданской платформы".

В свою очередь, брат погибшего президента Ярослав Качиньский также выступил вчера с заявлением по поводу причин трагедии. Он отмёл возможность того, что покойный президент мог стать виновником катастрофы. По его мнению, во всём виновато правительство Польши и лично премьер Дональд Туск. Который отказались выделить деньги на покупку нового президентского борта. В результате, Лех Качиньский был вынужден летать на "развалюхе".

Вместе с тем, часть польской политической элиты продолжает поддерживать "теорию заговора", предполагая, что самолет Качиньского потерпел крушение из-за действий российских спецслужб. По мнению некоторых из них, туман в аэропорт Смоленска могли нагнать искусственно.

По сведениям издания Gazeta Prawna, группа польских прокуроров обратилась к США с просьбой прислать в Варшаву фотографии, сделанные одним из американских спутников. Служители закона полагают, что только так можно отследить все изменения погоды в районе Смоленска до и после катастрофы.

Правда, ни президент Бронислав Коморовский, ни премьер-министр Дональд Туск не жаловались на работу российских спецслужб и следственных органов. Они всячески давали понять, что российские и польские эксперты работают вместе.

Кроме того, польские власти признали правильность российской версии, что причиной катастрофы стала ошибка пилотов, допущенная в условиях плохой видимости. Кстати, бортовые самописцы переданы польской стороне, и расшифрованная часть переговоров экипажа выложена в интернете на польском и русском языках.

А вот что послужило причиной ошибки — до сих пор остаётся загадкой. Президентская гонка в Польше закончилась, однако спекуляции на эту тему продолжаются. Причём многих из тех, кто ими занимается, совершенно не интересует, что же произошло на самом деле. Для них намного важнее в который раз обвинить во всех смертных грехах Россию или же своих соотечественников из числа политических оппонентов.

Очевидно, что пока следствие не завершится, политические спекуляции на катастрофе Ту-154 в Польше не прекратятся.

О главных международных событиях читайте в разделе "Мир"

Автор Вадим Трухачев
Вадим Трухачев — журналист, бывший корреспондент и обозреватель Правды.Ру *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить