Французский "ядерный" скандал набирает обороты

Во Франции шумно обсуждают публикацию в газете Le Parisien. Она обнародовала секретный документ, проливающий свет на французские ядерные испытания в Сахаре в 1960–1966 гг. Речь об анонимном докладе, составленном военными под названием "Организация испытаний в Сахаре". Из него следует, что французская армия проводила атомные взрывы в Алжире, в том числе, и для проверки воздействия радиации на человека. В качестве подопытных кроликов использовались собственные военнослужащие и солдаты Иностранного легиона.

Париж принял решение о собственной военной ядерной программе в 1954 г. под влиянием поражения во Вьетнаме, в сражении под Дьен-бьен-фу. 13 февраля 1960 года в пустыне на юге Алжира французы взорвали свою первую атомную бомбу (всего их там было испытано 17).

25 апреля 1961 года в ходе испытания "Зеленый тушканчик" солдатам приказали разыграть сценарий ядерной войны. Проверялись, как говорится в опубликованном Le Parisien докладе, "данные, позволяющие определить, какая физическая и моральная подготовка требуется бойцу в условиях ядерного заражения". В тот день 300 пехотинцев направили в зараженную зону после атмосферного ядерного испытания, накрывшего большую территорию. Некоторые солдаты по приказу командования приблизились к эпицентру на расстояние до 275 метров и, окопавшись, пробыли там какое-то время. Одетые лишь в стандартную полевую форму.

"Это было страшно, — вспоминает в той же Le Parisien один из участников, — особенно когда мы узнали, что это опасно для жизни. Тогда началась всеобщая паника. И мы были совершенно беззащитны, как подопытные кролики. О существующей опасности власти знали, но нам ничего не сказали".

Сотрудник Обсерватории вооружений Франции Патрис Бувере это подтверждает: "Власти знали, что подвергают их опасности, когда послали их на эти маневры, и, по меньшей мере, они должны были принять меры для охраны их здоровья".

Однако, как заявил вынужденный отвечать на вопросы журналистов министр обороны Франции Эрве Морен, полученные участниками испытаний дозы облучения были "довольно низкими". Но эти низкие дозы, пишет Le Parisien, привели к возникновению неизлечимых заболеваний. А газета Mond со ссылкой на свидетельства ветеранов, утверждает, что в ходе испытаний серьезному воздействию радиации подверглись тысячи французских солдат.

Стоит заметить, что ветеранская организация участников ядерных испытаний насчитывает 4800 членов. По официальным данным, всего в тех испытаниях было задействовано 150 тысяч солдат. Пострадали и десятки тысяч местных жителей — и от насильственного переселения, и от той же радиации.

Фото: AP

Читайте по теме: Франция платит по "ядерным счетам"

Правда, компенсации, как выяснилось, выплачиваются, но получают их всего лишь несколько сотен человек. По опубликованным данным, умерли или заболели раком около трети солдат, но, повторим еще раз, только немногие имеют возможность получить компенсацию, предусмотренную, кстати говоря, законом, который был принят лишь недавно. Согласно ему, претендовать на выплаты вправе только тот, кто… никогда в жизни не курил.

Один из составителей опубликованного доклада заявил: "Большинство из нас прошли процедуру дезактивации, но я уверен, что многие, которых больше никто никогда не видел, стали жертвами радиации". Еще один участник Вильям Коб в интервью газете вспоминает: "Мне приказали пойти и снять показания дозиметра рядом с точкой взрыва. Через полгода мое тело покрылось какими-то бляшками. Врач мне сказал: "Если хочешь, чтобы у тебя было будущее на гражданке, молчи".

По словам другого участника испытаний, он в 25 лет заболел раком щитовидной железы. Затем у него развилась эпилепсия. Компенсаций этот бывший солдат не получает, как и его товарищи, многие из которых сегодня при смерти.

В 2009 г. при французском военном ведомстве был создан специальный комитет для оценки претензий ветеранов ядерных испытаний. Однако они не считают свою борьбу с правительством законченной. Они уверены, что компенсации положены куда большему числу бывших военных. И не только за алжирские, но и за ядерные испытания на полигоне во Французской Полинезии (преимущественно на атолле Муруроа, где в 1966-98 гг. был произведен 181 ядерный взрыв). И за более широкий спектр болезней, вызванных радиацией.

"Правде.Ру" удалось связаться с проживающим в Германии Георгием Чикарлеиным, бывшим солдатом, который служил на атолле Муруроа. Вот что он рассказал:

- Полигон во Французской Полинезии в основном обслуживали солдаты Иностранного легиона, "белые рабы", как мы сами шутили. Началось с того, что нам приказали выселить с атолла около двух тысяч аборигенов. А испытания, во всяком случае, первые, проводились без каких бы то ни было мер предосторожности. Нам говорили только, что нужно бросаться на землю и не смотреть на вспышку. Из одежды на нас была стандартная летняя униформа, включая, между прочим, шорты.

И нам никто не разъяснял опасностей, связанных с нахождением на полигоне. Замечу, что Франция всегда ревностно относилась к своим ядерным тайнам. Так, в июле 1995 г. яхта Greenpeace Rainbow Warrior-2 с группой зарубежных журналистов приблизилась к полигону. Французские военные для ее задержания применили газ, хотя никто не оказывал им сопротивления. После чего журналистов силой заставили покинуть район проведения испытаний. А более громким было уничтожение агентами французских спецслужб в порту Окленда в 1985 году гринписовского корабля Rainbow, регулярно пытавшегося проникнуть к месту испытаний".

Теперь, когда тайное стало явным, Парижу под напором общественности, видимо, придется заплатить по счетам. И не только собственным военным, но и местному населению бывших полигонов. Кроме того, обнародование доклада может создать проблемы дипломатического характера. В первую очередь, с Алжиром и Французской Полинезией. До сих пор там не утихают споры по поводу экологических последствий ядерных испытаний.

Известно, что Париж намерен компенсировать ущерб нескольким сотням полинезийцев, чтобы не допустить возмущения жителей этого заморского департамента, в котором довольно сильны организации, требующие "освобождения от французского колониализма". А вот про помощь пострадавшему населению Реггана — оазисного конгламерата деревень в Сахаре — Париж пока молчит.

Между тем, по алжирским данным, в некоторых районах возле Реггана уровень радиации даже сейчас в 22 раза превышает допустимые нормы. И потому власти страны заявили о намерении потребовать от Франции дезактивировать территорию и построить больницы для лечения пострадавших. Проигнорировать эти требования вряд ли удастся. Слишком сильно французские энергетические компании завязаны на алжирских нефти и газе. Будет Париж упрямиться — разработка месторождений может перейти в руки конкурентов.

Читайте самое интересное в рубрике "Мир"

Автор Сергей Балмасов
Сергей Балмасов — журналист, бывший корреспондент международного отдела Правды.Ру, эксперт Института Ближнего Востока *
Куратор Любовь Степушова
Любовь Александровна Степушова — обозреватель Правды.Ру *
Обсудить