Освенцим: 70 лет свободы и боли

На протяжении 5 лет в польском городе Освенцим было убито около 1 миллиона 400 тысяч человек. Часть жителей лагеря смерти были отравлены газом "Циклон Б", часть сожжены, часть измучены работой и голодом до смерти, часть погибли в ходе опытов. Людей свозили со всей оккупированной Европы. Большинство заключенных отбирались по национальному признаку, часть - по политическому. Среди жертв - евреи, поляки, русские, цыгане. Людей ежедневно привозили в грузовых, забитых донельзя вагонах. Пассажиры часто не доезжали живыми до лагеря. Отсутствие воды, еды и воздуха на протяжении 7, а иногда и 10 дней делали свое дело. Многих выносили уже мертвыми.

 

На станции заключенных встречали немецкие солдаты. Они говорили два слова: направо и налево. Направо - значило жизнь, налево - смерть. В основном налево посылали неработоспособных: детей, женщин и стариков. Не раз матери сталкивались с тем, что их дети уходили в другую от них сторону.

 

Те, кто шел направо, был вынужден работать шесть дней в неделю по 10-12 часов. Калорийность дневного рациона узника составляла около 700 калорий. На завтрак он получал пол литра "кофе", на обед - 1 литр водянистого супа, сваренного из гнилых овощей или брюквы, на ужин полагалось 300-350 граммов черного хлеба. Рацион советских военнопленных составлял лишь 550 калорий в день.

 

Бараки, в которых приходилось жить людям «нечистой расы», раньше были конюшнями на 52 лошади. После того, как в них стали «жить» узники, бараки вмещали в себя уже по 1000 заключенных одновременно. Люди спали по три человека на одной узкой полке. Как только кто-то умирал - на его место тут же клали другого узника. Медицинской помощи не было, а за любое неповиновение людей подвергали пыткам. Их помещали в узкие камеры, где они находились по несколько дней без еды. Иногда, открыв "карцерные коробки", оттуда вываливались мертвые люди, с искусанным ими же телом.

 

И, несмотря на все эти ужасы, некоторые заключенные сохраняли в себе высшие человеческие потребности - потребности в красоте. Вот, что рассказывает в своей книге один из заключенных лагеря смерти Виктор Франкл: "Однажды вечером, когда мы, смертельно усталые, с суповыми мисками в руках уже расположились было на земляном полу, вдруг вбегает наш товарищ и буквально требует, чтобы мы, невзирая на всю усталость и весь холод, вышли на минутку: нельзя пропустить такой красивый закат! И, когда мы вышли и увидели там, на западе, пылающую полосу неба и теснящиеся до самого горизонта облака причудливых форм и целой гаммы оттенков, от сине-стального до багрово-красного, алым блеском отражающегося в лужах плаца, среди столь контрастно унылых лагерных зданий, - когда мы увидели все это, то после минутного молчания кто-то сказал: «Как прекрасен мог быть мир!».

 

Немцы, зная, что Советский Союз подступает к Освенциму, сжигали массу документов, убивали заключенных, заметали следы. Но доказательства их жестоких преступлений все равно остались. 27 января 1945 года, лагерные ворота открыли солдаты Красной армии. Они встретили истощенных, голодных людей, которые и рассказали нам о тех ужасах, которые человек может совершить над человеком, когда им движет страх, жестокость или странная идеология о «чистой» и «нечистой» расе.