Любомир Пажич: я считаю Милошевича оппортунистом. Он использовал национализм, чтобы остаться у власти

Написать статью о сложном человеческом обществе, таком, как в Югославии, – это трудная задача для любого корреспондента. Нелегко объяснить иностранным читателям все стороны жизни в этой стране, не приведя их в замешательство. Внешний взгляд на Югославию очень сильно отличается от внутреннего. Поэтому представляется необходимым обсудить все эти проблемы в отдельных статьях о прошлом и будущем, о народах, языках , культуре и т.д.

Вопрос, которым сейчас интересуется целый мир, - это суд над бывшим президентом Югославии ,Слободаном Милошевичем. Конечно, этот вопрос является центральным событием в стране уже долго. В основном, в Югославии существует 2 группы – те, кто поддерживает Милошевича и те, кто нет. Но даже внутри этих групп есть большие разногласия.

Есть люди, которые поначалу поддерживали идею социалистического общества. Слободан Милошевич был символом для многих из них, в начале, по крайней мере. В настоящее время эта группа самая маленькая. Большинство тех, кто поддерживает Милошевича, либо работали на государство, либо были тесно связаны с ним во время его пребывания на посту президента. У Милошевича есть поддержка даже радикальных политических лидеров - тех, кто не так давно хотел «повесить его в центре Белграда» (Воислав Шешель). Сейчас же эти люди стоят на его стороне по тактическим соображениям. Убежденные националисты тоже на его стороне, естественно.

Большинство же против Милошевича, но по разным причинам. Это, во-первых, люди, которые, как правило, отрицали его политику, направленную на войны и убийства, но так же и националисты, которые обвиняют его в измене их идее о «Великой Сербии».

Я считаю, что Милошевич – оппортунист. Он хотел власти, как и многие другие политики. Когда же он наконец-то получил ее, то не мог больше выпустить ее из рук. Он использовал национализм для того, чтобы остаться у власти. Я не говорю, что больше не было никакого другого национализма в бывшей Югославии, но это уже другой вопрос. Милошевич провоцировал войны, и он за это в ответе. Любой президент, у которого есть совесть, ушел бы в отставку, когда в нашей стране первый раз был убит человек. Это был бы конец его политики.

Суд примет решение по этому поводу. Югославский суд не может этого сделать, потому что Милошевич оказывал влияние на суды, использовал судей на протяжении многих лет. Так что суд в Югославии просто не может быт объективным. Поэтому только международный суд может выполнить эту задачу.

ООН сформировала в бывшей Югославии трибунал по преступлениям, совершенным на войне. Это международный суд и ему просто необходимо быть объективным. Это так же суд, представляющий каждую страну-участницу ООН и Югославия одна из них. Нужно добавить, что все страны, которые вышли из бывшей Югославии, относятся к ООН и признают юрисдикцию трибунала ООН. Кроме этого, Милошевич подписал Дейтоновское соглашение, которое признает трибунал ООН. Сейчас лицемерно с его стороны говорить, что он его не принимает. Я полагаю, что все хорошо (включая суды) до тех пор пока не будет доказано обратное.

То, что случилось в бывшей Югославии – трагедия. Политические лидеры – Милошевич в первую очередь - были одержимы властью, и это стало причиной тех безобразных, отвратительных, кровавых войн, которые убили так много людей и разрушили жизни выживших. Для будущих поколений в любой точке мира очень важно, чтобы люди, несущие ответственность за это были осуждены и понесли заслуживающее наказание.

Слободан Милошевич, его семья и окружающие его люди использовали власть для накопления богатства, они разрушили многие традиционные ценности Югославского народа. Это внутренне дело страны, и я уверен, что Югославский суд мог бы с этим справиться.

Я хотел бы высказать ясное мнение о сдаче Милошевича. Правительство Сербии решило выдать его, поскольку Югославия не может играть в игры со всем миром. Это разрушенная страна, многие люди умирают с голоду, и никто не имеет права играть их жизнями. Югославия попросила помощи и без помощи ей не продержаться. Никто нас не принуждает. Нам не нужно, как говорил как-то Милошевич, выйти из ООН и зажить новой жизнью за невидимой стеной средневековья.

У всех людей в мире есть что-то общее. Они все рождены на Земле и, следовательно – равны. Но между нациями нет ничего общего. Они и хорошие, и плохие - американцы, албанцы, хорваты, сербы, русские и т.д. Это единственный критерий. Нет плохих и хороших наций. Все сводится к отдельным людям. Националистов в Югославии не большинство. Это меньшинство скоро уйдет, потому что за каждым преступлением стоит наказание.

Любомир Пажич

Специально для PRAVDA.Ru

Белград, Югославия

Обсудить