Андрей Лубенский: «черновик для розы» или «проклятые факты» Чарльза Форта

«образцы минералов, которые сейчас демонстрируются в музеях, - скопления кристаллов кальцита, которые выглядят как связки лепестков, - может быть, давным-давно они послужили черновиком для розы?»

(Чарльз Форт)

Вы слышали что-нибудь о красных и черных дождях, о снежинках величиной с блюдце, о метеоритах с надписями, о человеке величиной с кулак, упавшем с неба и растоптанном толпой? Между тем все это было отражено в газетных публикациях и научных докладах.

Черный (как «чернильный потоп») дождь выпал в Ирландии 14 мая 1849г., на площади в 400 квадратных миль - он «имел цвет чернил, зловонный запах и очень неприятный вкус». Затем такой дождь (опять в Ирландии ) шел 30 апреля 1887 года, затем 8 и 9 октября 1907 года (снова в Ирландии!). Красный дождь шел в Блакенберге 2 ноября 1819 года. В 1892 году на Бирмингем выпал дождь из лягушек. В январе 1891 года в Нешвиле падали снежинки величиной с блюдце. А «топоры из молний»? А «сети в небе»? А следы загадочных существ? А таинственные исчезновения? Обо всем этом писали газеты, сообщали научные журналы - надо только внимательно изучить подшивки. Чарль Форт , сын бакалейщика из Олбани, собрал 25 тысяч заметок о невероятных, но , тем не менее, твердо установленных фактах. Он назвал эти факты «проклятыми»: не в силах объяснить их , наука просто исключила эти факты из своего обихода. Наука - это заговор, считал Форт, продолжая собирать факты. Останки великанов в Шотландии, светящиеся колеса в море, град величиной со слона, осколки летающего айсберга (они выпали на Рим в 1853 г.) захоронения странных существ в скалах Шотландии… Серьезные ученые предпочитали об этом не вспоминать, либо придумывали "естественные" объяснения.

«Вначале некоторые из моих данных были настолько устрашающими или настолько смешными, что их ненавидели и презирали те, кого я знакомил с ними» - писал Чарльз Форт.

Однажды он понял, что каталогизация фактов без общей идеи - бессмысленна. Карточки с заметками полетели в огонь (затем Форт соберет еще 40 тысяч заметок, систематизировав их в 1300 разделов). В 1919 г. в Нью-Йорке вышла его первая работа - «Книга проклятых». Она стала бестселлером. Теодор Драйзер назвал Чарльза Форта «самой крупной литературной фигурой после Эдгара По». Но это вряд ли просто литература. «Книга проклятых» стала вызовом самодовольству и самомнению человечества. В 1923г. Форт выпускает книгу «Новые земли», а вскоре после его смерти в 1932 году выходит книга «Дикие таланты». Труды Чарльза Форта мало известны у нас: позитивизм советской науки не был совместим с «проклятыми фактами». Но если бы только о фактах шла речь! Любой самый невероятный факт можно объяснить. И их объясняли - всем, чем угодно. Но Форт не верил в эти объяснения! Он считал, что «нечего объяснять». Саму науку он называл «невежеством, окруженным смехом».

Человек боится признать, что есть огромные области Неизведанного. Оно вокруг и оно внутри нас. Само наше существование, по Форту - лишь «псевдосуществование», промежуточное состояние между нереальным и реальным (точнее, попытка стать реальным). Нет отдельных целостностей, все вещи, люди, системы - только «выступы» чего-то ( о чем мы не знаем). Так остров можно считать чем-то отдельным, тогда как это лишь выступ океанского дна. «Все науки начинаются с попытки определить. Ничто никогда не было определено. Потому что нечего определять» - это из «Книги проклятых».

Чарльз Форт использовал «проклятые» факты для того , чтобы пояснить: мы лишь часть чего-то. Впрочем, считал он, «… нечего объяснять». Законы Ньютона - такой же предмет веры, как Перун или Кетцалькоатль. Нет химических элементов , есть лишь «удобные» представления о них. Нет добра и зла: « добро в нашем опыте непрерывно переходит в зло и добро есть лишь другой аспект зла».

Чистой воды буддизм, однако! Но Форт не был буддистом. Он называл себя интермедиалистом («промежуточником») - « в том смысле, что ничто не является реальным, но и ничто не является нереальным; что все явления представляют собой сближение между реальностью и нереальностью».

И почему не допустить тогда самые невероятные объяснения невероятных (но имевших место в нашем «квазисуществовании») фактов? Исчезновения. «Нас ловят, как рыбу». Выпадение «живого вещества» (Литва, штат Нью-Йорк, штат Кентукки, штат Теннеси и т.д.) - возможно , последствия «небесной битвы». Необъяснимые пятна (тени?), пересекающие солнечный диск - огромная «летучая мышь», «супер-злобная вещь, эксплуатирующая нас» ("под Злом я подразумеваю то, что делает нас полезными" - оговаривает Чарльз Форт). Нелепо? Да, но не более, чем «научные» объяснения. Ведь, по Форту, ничего нельзя объяснить , а можно лишь временно признать за достоверное.

Верил ли сам писатель в свою теорию? «Чарльз Форт в каждую клавишу своей пишущей машинки упаковал хорошую порцию веселого смеха»,- отмечает Тиффани Тэйр во «Введении» к «Книге проклятых». Но тот ли это смех, что привычно окружает наше невежество, именуемое «знанием»? Как знать. Можно смеяться, но красные и черные дожди иногда идут. Куда их деть? Это вопрос. Но ведь и вся наука, писал Чарльз Форт, «всего лишь вопрос»!

Андрей Лубенский

Темы литва
Обсудить