Олег Артюков: Мировое сообщество должно оказать Давление на Индию и Пакистан

Президент Пакистана Первез Мушарраф, пришедший к власти в 1999 году в результате военного переворота, вновь выступил в роли миротворца. Мировое сообщество, кажется, уже привыкло к новому «цивилизованному» имиджу генерала, который он демонстрирует последний месяц. Хотя два года назад комментарии в отношении нового руководителя Пакистана были, мягко говоря, скептическими.

Однако все изменилось после трагических событий 11 сентября. Г-н Мушарраф немедленно выразил поддержку любым начинаниям США и их союзников в борьбе с терроризмом в лице «Талибана» и Усамы бен Ладена. При этом пакистанский президент не стал заострять внимания на том, что именно на территории его страны талибы постоянно находили всестороннюю помощь.

Обошел он вниманием и вопрос о поддержке Пакистаном кашмирских сепаратистов, широко использующих террористические методы против Индии.

Лишь после событий 13 декабря прошлого года, когда в результате атаки на индийский парламент погибли несколько десятков человек, а Индия и Пакистан оказались на грани новой войны с совершенно непредсказуемым концом, в политическом курсе Исламабада стали заметны изменения. Конечно, сначала пакистанское руководство продемонстрировало традиционную решимость бороться с Индией до победного конца. Однако затем, спохватившись и вспомнив, что поддержка любых форм терроризма ныне не в моде, президент Мушарраф начал высказывать одно предложение миролюбивее другого. Учитывая неприязнь Исламабада к Дели, шаг поистине героический.

И вот новые инициативы пакистанского президента. По информации британской газеты «Guardian», Первез Мушарраф во время встречи с премьер-министром Великобритании Тони Блэром в очередной раз осудил терроризм. Однако в ходе встречи с главой британского правительства г-н Мушарраф предложил и нечто новое, чего доселе в пакистано-индийских отношениях практически не случалось. Исламабад выразил готовность рассмотреть кашмирскую проблему, а также требование Индии выдать 20 террористов, которых Дели подозревает в организации и проведении террористических актов. Такая покладистость, несомненно, добавит новых очков Пакистану в глазах мирового сообщества в его противостоянии с Индией.

Но возникает вопрос, насколько далеко готово пойти пакистанское руководство в практической реализации своих инициатив. До сих пор не было предпринято никаких действенных мер по обузданию кашмирских сепаратистов. Похоже, что в Дели просто не верят пакистанским предложениям.

Не верят даже в ущерб своему международному положению. Это недоверие имеет большие основания – военные действия в Кашмире так и не прекращаются.

Следует отметить и то обстоятельство, что в Дели явно намерены продемонстрировать свое право решать проблему терроризма таким способом, который индийские власти сочтут нужным, невзирая при этом на мнение Вашингтона или Пекина, имеющим значительное влияние на Исламабад. Насколько продуктивной окажется такая позиция, покажет время. До сих пор Индия довольно последовательно придерживается избранного курса. Находящийся сейчас с визитом в Индии министр иностранных дел Израиля Шимон Перес выразил полную поддержку усилиям Индии в борьбе с терроризмом. Разумеется, г-н Перес надеется, что сторонам удастся избежать военного конфликта. Но вместе с тем, по словам израильского министра иностранных дел, «Индия должна быть уверена в том, что на пакистанской территории нет террористов».

Однако ведущим мировым державам вряд ли стоит отдавать предпочтение той или иной из конфликтующих сторон, как это сделал г-н Перес. Давление мирового сообщества на Индию и Пакистан должно быть в равной степени максимально эффективным, и даже жестким. В конце концов, поскольку у обеих сторон имеется ядерное оружие, то случись война, велика вероятность того, что в нее окажутся втянуты и другие страны. Активное взаимодействие России, Китая, США и Великобритании (стран, имеющих большое влияние в данном регионе) способно приблизить момент урегулирования пакистано-индийских отношений.

Пока же противостояние между Индией и Пакистаном продолжается. К счастью, только на дипломатическом уровне.

Вряд ли, конечно, конфликт между Исламабадом и Дели перерастет в военный, несмотря на агрессивные заявления радикалов в Индии и Пакистане.

Обладание ядерным оружием само по себе является мощным сдерживающим фактором. Приносят свои плоды и усилия мирового сообщества. Но не будет лишним ускорить процесс урегулирования пакистано-индийского конфликта. Как-то неуютно становится при мысли о том, что где-то, не так уж и далеко, может начаться ядерная война.

Олег Артюков

ПРАВДА.Ру

Ссылки по теме:

ПРАВДА.Ру:

Дмитрий Литвинович: МУШАРРАФ, НАКОНЕЦ, ПРОСНУЛСЯ

ПРЕЗИДЕНТ ПАКИСТАНА ПРИКАЗАЛ НАЙТИ И НАКАЗАТЬ ПРЕСТУПНИКОВ, РАССТРЕЛЯВШИХ ПРИХОЖАН КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ

Эхо Москвы:

Президент Пакистана Первез Мушарраф сегодня, как ожидается, обратится к нации и объявит новую политику борьбы с религиозным экстремизмом.

Gazeta.ru:

Индия не хочет мира с Пакистаном

ОРЕАНДА:

Президент Пакистана намерен бороться с исламским экстремизмом

Обсудить