Ирак: философия войны и мира

Официальные доводы, почему США должны пойти войной на Ирак, всегда содержали некую недомолвку. Разрозненные обвинения отнюдь не объясняют тяжесть приговора. Скажем, Багдад уничтожает в среднем по 5 ракет "Аль-Самуд-2" в день. Но Вашингтон называет это отрадное, в точки зрения инспекторов ООН, усердие "очередной уловкой". Почему?

 

 Связи Ирака с "Аль-Каидой" по существу не доказаны. Тем не менее, США продолжают утверждать, будто иракский режим, который пальцем не может шевельнуть, чтобы это не засекли инспекторы ООН и не сфотографировали американские самолеты-разведчики, представляет собой смертельную террористическую угрозу, оправдывающую войну, десятки тысяч жертв, экологическую катастрофу, волну терроризма и хаос в арабском мире?

 

 Кто в здравом уме в это поверит? Кто также поверит, что в это верят рассудительные люди в самой американской администрации? Для оправдания войны США против Ирака явно не хватает какого-то тайного центрального аргумента.

 

 Серьезные аналитики видят этот аргумент в иракской нефти, защите интересов Израиля, проверке новых систем вооружений на поле боя или в стремлении Америки оживить свою нездоровую экономику военными заказами.

 

 Все это имеет смысл. Но уход в такие частности выдает нашу близорукость. Мы не видим главного, потому что это главное настолько масштабно, что выходит из традиционного поля зрения, к которому привыкло мировое сообщество.

 

 А суть вот в чем. Если война с Ираком начнется, она ознаменует официальное превращение Соединенных Штатов в центр глобальной империи, где Вашингтон вершит судьбы правительств, делит чужие экономические богатства и учреждает демократию в своем, американском понимании.

 

 Причем, для США это вовсе не импровизация, как может показаться стороннему наблюдатели. Война станет воплощением концепции мирового господства США, которая разрабатывалась на протяжении 10 лет теми же целеустремленными, напористыми людьми, кто занял сегодня ключевые посты в администрации президента Джорджа Буша.

 

 Чтобы убедиться в этом, надо вернуться в 1997 год. Тогда группа неоконсерваторов создала проект "Новый американский век", посвященный философскому осмысление будущей роли США в мировой политике.

 

 В сентябре 2000 года, когда Джордж Буш еще ходил в президентских кандидатах, учредители "Нового американского века" подготовили доклад под названием "Перестройка американской системы обороны". Центральная идея документа сводилась, говоря словами его авторов, к "продвижению американского мирового господства".

 

 В эпоху после крушения СССР единственной сверхдержаве Соединенным Штатам прочили роль новой империи, затмевающей все предшествующие от ханской Орды до Рима.

 

 Pax Americana, то есть мир по-американски, толковался там как Power Americana, то есть мир, полностью подчиненный американскому могуществу.

 

 Доклад "Перестройка американской системы обороны" стал своего рода геополитической Библией для президента Джорджа Буша. Администрация выполнила большую часть того, что там предлагалось. Скажем, создатели проекта "Новый американский век" советовали выбросить советско-американский Договор по ПРО в мусорную корзину и заняться развертыванием национальной космической системы противоракетной защиты. Так и поступили.

 

 Чтобы приблизить создание инфраструктуры мирового американского порядка, доклад рекомендовал увеличить военные расходы США с 3 проц до 3,8 проц ВВП. Пожалуйста. Уже на 2003 год администрация Джорджа Буша потребовала от конгресса утвердить ассигнования на военный бюджет в размере 379 миллиардов. Это те самые 3,8 проц ВВП с точностью почти до доллара.

 

 Такая пунктуальность администрации в следовании рекомендациям идеологов "Нового американского века" не покажется удивительной, если мы вспомним, какие посты они сейчас занимают.

 

 Пол Вулфовиц стал заместителем министра обороны США. Джон Болтон - заместителем госсекретаря. Стивен Кэмбоун - главой департамента программ, анализа и оценок Пентагона. Элиот Коуэн и Девон Кросс вошли в Совет по оборонной политике при министре обороны Рамсфелде. Льюис Либби руководит администрацией вице-президента Ричарда Чейни.

 

 Таким образом вся президентская и околопрезидентская рать вышла из коридоров крайне консервативного, во многом интервенционистского по своей философии проекта "Новый американский век", предвещающего наступление эпохи безраздельного преобладания воли США в мировых делах.

 

 Если мы поймем это, многое перестанет представлять для нас загадку. Скажем, почему американская администрация много и подробно рассуждает о планах военного вторжения в Ирак, но, похоже, совершенно игнорирует не менее важную проблему ухода из Ирака?

 

 Да потому, что США не собираются оттуда уходить. После оккупации Ирака, там будут созданы постоянные военные базы, которые послужат форпостами для "процесса демократизации" первоначально Среднего Востока, начиная с Сирии и Ирана, а затем всего арабского и мусульманского мира.

 

 "Демократизация" - чрезвычайно важный элемент неоконсервативного мышления идеологов "Нового американского века". Иначе бы о ней не говорили сегодня в Вашингтоне с таким азартом буквально все от президента Джорджа Буша до замминистра обороны Дугласа Фейта. Последний заявил на днях журналу "Нью-Йоркер", что "демократизация" арабских и мусульманских стран будто бы приведет "к снижению угрозы терроризма".

 

 Фейт и его единомышленники трагически ошибаются. Арабский и мусульманский мир отвергнет силовое внедрение американской модели демократии, плохо совместимой с вековыми традициями. Ответом станет повсеместный приход к власти исламских радикалов и девятый вал международного терроризма. В странах, прилегающих к оккупированному Ираку, возникнет постоянная военная или полувоенная обстановка.

 

 Новый американский век, если он действительно начнется, не обещает ничего хорошего. В том числе и самим Соединенным Штатам.

Обсудить