Автор suranova_m

Осторожно! Бальзак!

Канал «Культура» в январе покажет своим искушенным зрителям яркие премьеры. Среди них картина – «Не трогай топор» Жака Риветта. Этот фильм по роману французского классика – горький сарказм гениального писателя и ирония режиссера - постмодерниста.

«Не трогай топор» - экранизация романа Оноре де Бальзака «Герцогиня де Ланже». Само название фильма совпадает с названием новеллы «Не прикасайся к секире». Это, вынесенное на титульный лист предостережение одного из героев, эквивалентно русскому - «не буди лихо, пока оно тихо».

С первого взгляда картина Риветта может показаться старомодной костюмной драмой, подобострастно воссоздающей приторный аромат эпохи. Однако, не зря все же, режиссер является столпом французского авангарда. Современники признают, что Жак Риветт – тот самый человек, благодаря которому, началась «новая волна» французского кинематографа. Страстные комплименты, отчаянные признания, лесть, гордость, тщеславие, капризы, социальные условности, – «человеческая комедия» Бальзака для Риветта – канва постмодернистской игры.

Карикатура на любовный роман здесь соседствует с подлинной драмой.

В центре повествования - вояка с душой романтика и его возлюбленная, Антуанетта де Наварен, аристократка, блистающая в салонах. Она принимает ухаживания из любопытства и слишком поздно понимает, что полюбила по-настоящему.

Кстати, считается, что Бальзак написал этот роман с целью отомстить некой бессердечной кокетке. Впрочем, вместо пародии он создал портрет времен французской Реставрации и сумел передать настоящий эмоциональный накал любви-ненависти, над которым не властны времена.