Валерий Гаркалин: «Профессия лечит»

Известный сериальный и кино-актер Валерий Гаркалин снялся в новом проекте Бориса Грачевского «Крыша». Он совсем недавно выписался из больницы после операции на сердце. Прямо во время гастролей, на спектакле он пережил сразу два инфаркта. Долгое время находился на грани жизни и смерти. Впрочем, когда роль в своем новом фильме Гаркалину предложил Грачевский, отказываться актер не стал.  Обозреватель "Правды.Ру" встретилась с актером.

-  Мы встретились в одном театральном кафе, - рассказал Гаркалин. Борис увидел меня с бородой, осунувшегося и сказал: «Вот такой герой мне нужен для нового фильма!». От антреприз я отказывался, но Грачевскому отказать не смог. Роль показалась мне очень интересной. Я сыграл одну из небольших, но очень важных, как кажется, ролей. Неудавшегося музыканта, скрипача, который, к сожалению, так и не сделался известным. Жизнь, как ему кажется, прожита напрасно…

- Проблема творческой личности? А сегодня в жизни личности часто вам встречаются? Сегодня их нет, говорят… Масштаб не тот.

- Проблема не в личности. Она всегда существует, ее воспитывают, она формируется. Каждый из нас неповторим. Найдутся свои и Евтушенки, и свои Беллы Ахмадулины и сегодня среди нас. Проблема существует, мне кажется, в драматургии, в литературе. Вот в этой сфере ощущение мелочности, пустоты, о которой вы сейчас говорили.

Раньше, чтобы поступить на сценарный факультет ВГИКа или в литературный институт - молодому человеку нужно было пройти множество испытаний – написать множество рассказов, повестей, повестушек и романов. И вот тогда, может быть, замечательный писатель Твардовский и взял бы к себе на курс Ахмадулину. Сейчас, к сожалению, все проще. Вот отсюда и все проблемы. А основа кино и театра – литература.

- Вы преподаете в ГИТИСе, воспитываете на своем курсе личности?

- Этим занимаемся каждый мастер. Научить навыку – много ума не надо. Кататься на велосипеде можно научить и медведя. Просто желание и терпение и еще пряник и кнут – вот и все, что нужно.

- Пряником и кнутом тоже не пренебрегаете?

- А как же, дрессирую иногда.

- Вы как-то сказали, что говорить о себе непросто. Говорить о себе правду актеру трудно вдвойне...

- А я не знаю себя. «Я знаю, как на мед садятся мухи, Я знаю смерть, что рыщет, все губя, Я знаю книги, истины и слухи, Я знаю все, но только не себя», - сказал  Франсуа Вийон… Артиста любит и знает зритель. А знает ли актер себя? Я сомневаюсь.

- Вы говорили как-то, что закон природы – закон вечного обновления и изменения – вы лично чувствуете его в вашей жизни?

- Думаю, да. И еще, природа не любит, когда диссонанс, когда нет гармонии. Внутри человека существуют весы и не должно быть резких скачков. Дело даже не в том, что, если нарушен баланс, то можно заболеть. Ты можешь просто выйти на улицу и как у Булгакова и попасть под трамвай. Не надо злиться очень…

- Вы лечились во Франции. Там лучше экология, медицина, да и вообще, наверное, жить лучше. Не думали задержаться там, на годик, другой?

Есть такое понятие - носители языка. Во Франции каждый день мне приходилось разговаривать на чужом для меня языке. Мне нужен был человек, который, как и я, плохо говорит по-английски, только его понимал. Я, как и все мои сограждане, изучал язык в России, и этот английский имеет мало общего с настоящим.

Иногда человек, который говорил со мной на английском, не выдерживал и переходил на французский. Был такой случай. Мы вдвоем в палате, и француз на говорит мне что-то очень серьезное. Вдруг я поворачиваюсь к нему и начинаю читать – «Скажи-ка, дядя, ведь недаром Москва, спаленная пожаром, французу отдана? Ведь были ж схватки боевые - да, говорят, еще какие! Недаром помнит вся Россия про день Бородина!»

И так строго на него смотрю. Я прочел это хорошо, как народный артист России. То есть, громко… Он заслушался. Потом задумчиво посмотрел в окно и сказал на французском фразу. Я ее записал и попросил потом дочь перевести. Так вот он ответил мне: «Простите, я не хотел»...

- Слушайте, вот вы совсем недавно пережили два тяжелейших инфаркта, а все равно производите впечатление счастливого человека.

 - А мне казалось  вы сейчас напишите, что я встретилась с Валерием Борисовичем, и он произвел на вас тяжелое впечатление.  Болезненное лицо. Он никак не мог прийти в себя...

-  Нет, не напишу, вы как будто назло болезням смеетесь...

Валерий Гаркалин: «Профессия лечит»
Валерий Гаркалин: «Профессия лечит»

- Я играл «Гамлета» в спектакле у Димы Крымова.Там был новый перевод. Гамлет наклоняется и шепчет в ухо Клавдию в сцене мышеловки. (Это когда Клавдий понимает, что скоро будет изобличен в убийстве отца Гамлета) «А что это вы так веселы, остроумны, чему вы так радуетесь?», - спрашивает Гамлет. И Клавдий понимая, что уже почти пойман и разоблачен отвечает: «А что еще мне остается?»

-   Вам-то как раз остается еще много. У вас мощная энергетика, которая наверняка поможет справиться с болезнью.

- Несколько лет назад я бежал очень быстро по эскалатору, торопился, увидев приближающийся поезд метро. И когда я забежал в вагон, сзади на меня натолкнулся тоже быстро бежавший человек. Он сказал: «Извините». Я говорю: «Ничего». Он: «Я вам должен сказать одну важную вещь. Я бежал за вам так быстро, чтобы сообщить : вы обладаете фантастической энергией. Она может вам помочь, в трудную минуту». Надеюсь, тот человек был прав...

Автор Марина Суранова
Марина Суранова — журналист, бывший корреспондент Правды.Ру. *
Обсудить