Ямал: мифы и реальность северных кочевников

Новые туристические маршруты в скором времени пройдут по российскому северу. Первые шаги на пути развития перспектив сотрудничества с коренными народами Ямала в области "глубокого" туризма сделала экспедиция "В кочевья к Ненцам: Ямал 2006", инициаторами которой стали туристическая компания "В мире фантазий" и Государственный Музей Кочевых Культур.

Целью экспедиции, маршрут которой прошел по территории Приуральского района Ямало-Ненецкого автономного округа, стало исследование современной культуры, быта, образа жизни кочевых оленеводов Крайнего Севера и исследование возможностей адаптации традиционной культуры к реалиям XXI столетия.

Исследование современной культуры и образа жизни кочевых оленеводов

Финальной точкой путешествия стали окрестности столицы Ямала.

"От Салехарда мы на лыжах прошли 60 км на восток по "мертвой дороге" — знаменитой 501-й сталинской стройке, — рассказал ПРАВДЕ. Ру директор Музея Кочевых Культур Константин Куксин. — Там мы нашли стойбище кочевников, хантов и ненцев, в котором и прожили две недели. Все это время мы жили жизнью настоящих оленеводов, работали с ними, собрали много интересного этнографического материала. В итоге нас даже приняли в хантыйскую семью — теперь мы тоже немного оленеводы!"

Экспедиция к кочевникам, по словам Максима Патрихалко, руководителя экспедиционного отдела московской туристической фирмы, развеяла множество мифов о жизни северных народов, закрепившихся в сознании современных людей. Так мы привыкли думать, что северные народы потеряли свой культурный облик, и сплошь ушли в беспробудное пьянство.

"Вопреки бытующим домыслам, — говорит Максим, — оленеводы Севера — это высококультурные люди. Им присуща уникальная культура отношения к жизни, друг к другу, к своим оленям, к своей тундре. Ощущая себя не хозяевами, а органичной частью окружающего их мира, природного процесса, кочевники занимаются своим делом и даже не помышляют о перерывах или отпусках. Они настолько чтят и оберегают свой мир, настолько тянутся к древнему, традиционному укладу жизни, что даже их дети убегают из общеобразовательных школ, чтобы с отцами пасти оленей".

Северные кочевники — это действительно уникальный народ, на протяжении тысячелетий хранящий свою культуру почти в первозданном виде.

"Мало кто знает, что "северной" цивилизации около 6 тысяч лет — она древнее китайской", — отмечает Константин Куксин.

По его словам, существует версия, согласно которой, ханты в свое время приняли на своей земле знаменитых хунну, которые в свою очередь, набравшись здесь сил, отправились на завоевание Рима.

Несмотря на традиционный уклад, оленеводы отнюдь не открещиваются от достижений цивилизации. Снежные пустыни все чаще рассекают не оленьи упряжки, а более удобные современные "Бураны". С большой землей кочевники общаются с помощью сотовых телефонов, пусть для каждого такого сеанса связи оленеводу и приходится взбираться на ближайшее дерево. А вечерние посиделки в чуме все чаще украшают просмотры DVD-фильмов, заменяющих народные сказки.

"Кочевники оторваны от цивилизации сильнее остальных и не преклоняются перед прогрессом, но берут от него лишь самое необходимое", — отметил директор Музея Кочевых Культур.

В это же время, огромную роль в жизни кочевников занимает:

  • мифология,
  • религия,
  • древние верования.

Так, например, в каждом ненецком чуме есть красный "угол", украшенный таким количеством православных икон, какое, по словам Константина Куксина, увидишь в доме далеко не у каждого верующего. Но одновременно с этим неподалеку от стойбища всегда можно увидеть устрашающее зрелище — лиственницу, ветви которой украшены множеством оленьих черепов. На самом деле такая "экспозиция" носит вполне мирный характер: таким образом оленям отдается последняя дань уважения — оленеводы никогда не позволят себе просто выбросить останки священных животных.

Кроме того, при установке чума ни один оленевод никогда не станет использовать ствол лиственницы — "нехорошего дерева".

"Как рассказали нам кочевники, обитающий на земле черт находит себе пристанище именно в стволе этого дерева. Поэтому, когда по небу в своей упряжке едет Илья-пророк он мечет молнии в эти деревья. "Видите, сколько лиственниц, побитых молнией?", — сказали нам. Поэтому, если жилище будет держаться на лиственничных жердях — жди беды, считают ханты и ненцы", — рассказал Константин Куксин.

К "олешкам" — главному богатству кочевников, вокруг которого вращается вся их жизнь — здесь относятся с огромным уважением. В каждом стойбище есть особое "домашнее" животное, которое никогда не будет съедено или использовано в хозяйственных целях. Стада, принадлежащие оленеводам, живут свободно, но кочевники в ответе за то, чтобы у "кораблей снежной пустыни" всегда было вдоволь пищи. Именно этой миссии посвящают себя ненецкие и хантыйские мужчины, вся жизнь которых проходит среди безграничных снегов на сорокаградусном морозе.

"Нам интересно изучение возможностей организации путешествий современных людей к тем отдаленным местам, где можно погрузиться в незаурядную, почти первозданную культуру, увидеть жизнь, наполненную простым, живым и в то же время священным смыслом", — говорит Максим Патрихалко.

Ямал: мифы и реальность северных кочевников. Ямал: мифы и реальность северных кочевников

Однако после экспедиции появилось немало вопросов. Как развивать сотрудничество, сохранив традиционную культуру и уклад жизни местного населения?

В беседе с ПРАВДОЙ. Ру представитель туркомпании отметил: "Побывав на Севере, мы поняли, что на туризм в эти места должны быть определенные квоты. Чтобы не нарушить хрупкий баланс существующий между оленеводоами и природой, который сохраняется благодаря уважительному, бережному и чуткому отношению северных народов к окружающему их миру, туризм в эти места не может и не должен стать массовым".

По словам организаторов и участников экспедиции, развитие туризма на Крайний Север играет и просветительскую роль. По словам Марины Саушкиной, руководителя фирмы "В мире фантазий", современные люди "больше осведомлены о культуре, например, итальянской, чем о нашей северной". Действительно, кочевники ничего не оставляют после себя: стоял чум, через какое-то время его убрали, и от пребывания оленеводов на этом месте практически ничего не остается — все засыпает снег. Но, как убеждены наши собеседники, эта призрачная культура достойна того, чтобы о ней узнали.

Встройте "Правду.Ру" в свой информационный поток, если хотите получать оперативные комментарии и новости:

Подпишитесь на наш канал в Яндекс.Дзен или в Яндекс.Чат

Добавьте "Правду.Ру" в свои источники в Яндекс.Новости или News.Google

Также будем рады вам в наших сообществах во ВКонтакте, Фейсбуке, Твиттере, Одноклассниках...