Повышении цен на туристические путёвки губит российский туризм

Российскому туристу, покупающему туристическую путёвку, всё чаще приходится платить за неё выше заявленной стоимости. Это всё чаще приводит к разрыву соглашения с турфирмой и фактически губит туристический рынок. О серьёзности положения в российской туристической отрасли говорит тот факт, что Президент Российского союза туриндустрии Сергей Шпилько лично обратился к главе Роспотребнадзора Геннадию Онищенко.

Можно представить себе лицо клиента, договорившегося на одну сумму и заплатившего, к примеру, первую половину стоимости, которому предлагают внести дополнительный платеж. Разумеется, многие не желают переплачивать, а зачастую просто не могут это сделать и просто разрывают контракт с турфирмой. В итоге обе стороны несут большие потери.

Что же вынуждает туристические фирмы поднимать расценки на путевки по уже проданным турам, неужели банальная жадность? Отнюдь, поскольку никто себе не враг и терять клиентов не желает. Турфирмы в большинстве случаев просто вынуждены поднимать цену, чтобы не прогореть. Секрет раскрывает письмо Президента Российского союза туриндустрии Сергея Шпилько, обратившегося с письмом "к руководителю Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека (Роспотребнадзор) Г.Г. Онищенко по поводу безудержного роста цен на авиатопливо".

Он признаёт, что "Изменение цены пассажироперевозки и всей стоимости турпакета по уже проданным турам является одной из наиболее острых проблем соблюдения прав путешествующих как потребителей". По данным Сергея Шпилько, "Особенно часто повышение цены происходит в начале или в середине высокого сезона, когда основная часть путевок уже реализована потребителем". В этом случае обычно ни времени, ни возможности ввиду общего тяжелого положения на рынке для приобретения клиентами новых равноценных путёвок уже нет.

По словам Президента Российского союза туриндустрии, повышать цены на путёвки туристические фирмы вынуждают российские авиационные компании, "базирующиеся в Москве". Они-то и повышают цены на билеты, что приводит к резкому удорожанию туристического продукта.

Изменение цен происходит нередко за несколько дней до поездки, когда лучшие гостиницы и услуги перевозки уже проданы". По его данным, ситуация нередко усугубляется тем, что в сезон, ввиду резкого увеличения спроса, туроператоры вынуждены заключать договора с авиакомпаниями по увеличению чартерных рейсов на условиях последних. В условиях роста цен на авиационное топливо и колебаний валютного курса, увеличения сборов аэропортов стоимость туристических путёвок снова повышается.

Однако и их не стоит в этом винить, поскольку к этому их принуждает администрация "топливозаправочных комплексов московского авиаузла", повышая цены на авиационное топливо.

В итоге расценки на авиационный керосин только за май–июль этого года выросли на 12,3%. Этому предшествовал рост цен на авиатопливо за март и апрель 2008 г. на 20%. В целом же за неполный год с сентября 2007 г. по начало августа 2008 г. цена предоставляемого авиакомпаниям керосина увеличилась на 70%.

Чтобы не прогореть, авиакомпании вынуждены увеличивать топливный сбор, который бьёт и по турфирмам, и по самим туристам.

Как же решить эту проблему, ведь цену на авиационное топливо "диктует рынок" и мировой рост цен на нефть? Это действительно так, однако создаётся впечатление, что кое-кто просто спекулирует продуктом, отказаться от которого в данном случае невозможно. И для того, чтобы в этих условиях оградить интересы как потребителей туристического продукта, так и предоставляющих его компаний, Сергей Шпилько предлагает "в качестве промежуточной меры введение моратория на увеличение конечной цены перевозки авиакомпаниями по проданным уже билетам за месяц или за 20 дней до даты вылета" и предлагает зафиксировать это обязательном порядке "в Федеральных авиационных правилах или в ином нормативном акте".

Однако этим Российский союз туриндустрии не намерен ограничиваться: аналогичное предложение возглавляемая им организация в самое ближайшее время внесет в Федеральное агентство воздушного транспорта, в Федеральную антимонопольную службу" и, при необходимости, в другие компетентные министерства и ведомства".

Впрочем, существуют некоторые сомнения, удастся ли приструнить влиятельных производителей и продавцов нефтепродуктов, диктующих свои условия на рынке. Как бы там ни было, в противном случае дальнейшее повышение цен на авиационное топливо способно испортить не только отдых отдельно взятого туриста, но и похоронить весь туристический бизнес в целом.