Петербург вне шаблонов: как Алексей Фолкард трансформирует экскурсионный туризм

12:09

Основатель туристической компании TravеlHead и Музея-квартиры Сергея Довлатова показал, как в области культуры можно создать социально ответственный и коммерчески успешный бизнес.

Санкт-Петербург признан самым популярным направлением внутреннего туризма. Город на Неве в 2024 году посетили 17% респондентов, совершивших поездки по стране, сообщает ТАСС со ссылкой на результаты опросов. По этому показателю Санкт-Петербург опередил другие туристические центры России, Москву и Казань. Секрет неубывающей популярности города кроется в разнообразии видов туризма, которые он предлагает своим гостям, — от делового до гастрономического, считает бизнесмен Алексей Фолкард. Особое место в этом ряду у культурно-познавательных поездок — направления, развитием которого занимается сам Алексей — основатель и руководитель туристической компании TravеlHead, основатель и куратор Музея-квартиры Сергея Довлатова, основатель трэвел-тех-стартапа Hiddenburg. Мы изучили бизнес-проекты Алексея Фолкарда, чтобы понять, как новаторство молодых представителей трэвел-индустрии Санкт-Петербурга помогает городу оставаться центром российского внутреннего туризма.

TravеlHead: в обход заезженных маршрутов

Туриндустрия Петербурга предлагает гостям города множество способов познакомиться с его достопримечательностями. Тому, кто оказался здесь впервые, может быть достаточно стандартных туров в составе экскурсионных групп. Однако туристов пытливых, насмотренных, ищущих уникальных впечатлений вряд ли соблазнит очередная прогулка по Невскому и Эрмитажу. Для них-то Алексей Фолкард и создал экскурсионную компанию, цель которой — показать Санкт-Петербург, каким он открывается только местным жителям, — с дворцами и коммуналками, колодцами и крышами, парадными и черными ходами.

В туристический бизнес Алексея Фолкарда привела потребность делиться с другими своей страстью к потаенным уголкам родного города. Архитектор по образованию, в течение нескольких лет Алексей вел блог, посвященный непарадному Петербургу, и смог объединить вокруг себя 30 000 подписчиков. Позже по просьбам своих читателей он стал проводить авторские экскурсии по любимым местам.

"Оказалось, что у жителей России сильнейшая ностальгия по утраченному в революционные годы наследию, — вспоминает начало своей карьеры Фолкард. — Спрос на "красивые и заброшенные места” постоянно рос".

Популярность прогулок, на которые он водил экскурсантов, заставила Алексея осознать: он открыл совершенно новую туристическую нишу с серьезным бизнес-потенциалом. Молодой архитектор собрал команду единомышленников, основал компанию под названием TravеlHead и начал организовывать для всех желающих "неформальные" экскурсии.

Оттолкнувшись от запросов туристов, требующих глубокого погружения в атмосферу Петербурга, Алексей и его команда разработали несколько эксклюзивных маршрутов по местам, о которых не пишут путеводители. Специализация TravеlHead — лабиринты проходных дворов и крыши с видами на разводные мосты, коммуналки старого центра и новые арт-пространства, известные лишь посвященным. Качество прогулок гарантируют гиды — местные жители, любящие город и знающие его как свои пять пальцев.

С самого начала Фолкард решил сконцентрироваться не на количестве, а на качестве. Вместо того чтобы ставить разработку маршрутов на поток, команда под его руководством продолжает доводить до совершенства десяток прогулок, которые Алексей разработал еще семь лет назад. Эта перфекционистская тактика себя оправдала: эксклюзивные экскурсии "Тревел Хэд" в зависимости от сезона ежемесячно посещает от 5 до 20 тысяч человек.

Среди тех, кто гуляет с TravеlHead, не только туристы из других российских регионов. На экскурсии приходят люди, недавно переехавшие в город на Неве, и даже коренные жители, которым Алексей Фолкард помогает взглянуть на родной Петербург незамыленным взглядом. И не только взглянуть — нетривиальные маршруты Фолкарда пробуждают у петербуржцев и приезжих интерес к культурному наследию Петербурга, заставляют задуматься о необходимости его сохранения, а иногда и лично присоединиться к волонтерскому движению.

Алексею Фолкарду удалось сделать свой бизнес и социально значимым, и финансово успешным. За 5 лет работы TravеlHead было продано более 2 млн билетов на экскурсии, благодаря чему компания заняла топ-места в рейтингах всех главных российских туристических маркетплейсов. Например, на одном из двух крупнейших российских агрегаторов, Sputnik8. com, у компании Фолкарда первое место в России в нише неформальных экскурсий и более 10 000 отзывов со средней оценкой 4.8 из 5.

Новаторский подход основателя TravеlHead повлиял на экскурсионно-туристическую индустрию в целом: на платформах, предлагающих услуги частных гидов, постоянно растет число прогулок на любой вкус и кошелек. Например, в 2022 году маркетплейс "Трипстер" представлял в Петербурге около 700 экскурсий, а в 2024-м их уже 1700.

Музей Сергея Довлатова: культурное наследие одной коммуналки

Мемориальные квартиры — музейный формат, основанный на запретах: без войлочных тапок не входить, за ограждения не заступать, экспонаты не трогать. Бросить беглый взгляд на быт знаменитостей они позволяют, но не более. Алексей Фолкард отменил все ограничения: создав музей-квартиру всеми любимого Сергея Довлатова, он разрешил посетителям чувствовать себя свободно, словно они гости писателя.

Алексей Фолкард впервые побывал в коммуналке на улице Рубинштейна, 23, где Довлатов прожил большую часть своей жизни, в процессе изучения непарадного Петербурга, и сразу загорелся идеей создать там музей. То, что все предыдущие попытки петербуржцев добиться этого не увенчались успехом, Алексея не остановило. Он не сомневался, что музей станет сверхпопулярным: народная любовь к Довлатову и интерес к дореволюционным квартирам, примером которых была писательская коммуналка, гарантировали успех.

Алексею удалось увлечь своими планами не только собственника комнаты, которая раньше принадлежала Довлатову, но и других жителей коммуналки. В результате ему удалось — редчайший случай — создать музей в жилой квартире. Более того, не довольствуясь стандартным форматом мемориальной комнаты, Фолкард придумал оригинальную концепцию: его музей Довлатова — интерактивный, для более полного погружения в эпоху все предметы здесь экскурсанты могут трогать.

В этом году Алексей расширил свой музей. Договорившись с собственниками, он присоединил к нему еще две комнаты — Татьяны Милеант, которая была соседкой Довлатова, и Светланы Смирновой, которая вполне могла бы ею быть. Оба помещения — примеры типичных комнат ленинградской интеллигенции. Уловив носящийся в воздухе интерес к СССР, Фолкард позволяет посетителям своего музея удовлетворить его — прикоснуться к вещам того времени и узнать истории жизни их обладателей.

Чутье предпринимателя не обмануло — поток желающих попасть в музей так велик, что записываться на экскурсии приходится заранее, а в месяц через коммуналку на Рубинштейна, 23 проходит более 3000 человек. Это и любители творчества Довлатова, и туристы, и исследователи, изучающие культурное наследие.

"Люди очень хотят знать историю и прикоснуться к ушедшей эпохе, — объясняет Фолкард. — Хотят побывать в комнате Довлатова, хотят узнать истории обычных людей. У кого-то это вызывает ностальгические воспоминания, связанные с детством и юностью. Многие приходят с детьми, чтобы показать им, как в их возрасте жили родители в похожих квартирах".

Каждый год Музей Довлатова становится участником "Дня Д" — популярнейшего в Петербурге фестиваля, который проходит в конце августа — начале сентября и отмечается всем городом. Писателя вспоминают в библиотеках, книжных магазинах, музыкальных клубах и рюмочных. В празднике принимают участие первые лица российской культуры — кинорежиссер Александр Сокуров, писатель Валерий Попов, музыканты Юлий Ким и Владимир Волков. Музей Довлатова в эти дни проводит экскурсии для всех желающих в коммуналке на Рубинштейна, 23, и окрестностях, которые помнят автора "Заповедника" и "Иностранки".

Музей продолжает расти. В новом году Алексей Фолкард обещает очередное расширение музейного пространства: если сейчас для посещения доступны 100 кв. м, то в 2025-м Музей Довлатова увеличится еще на столько же. А недавно деятельность предпринимателя по сохранению культурного наследия вышла за пределы довлатовской коммуналки: Алексей принял решение восстанавливать не только квартиру писателя, но и дом, в котором она находится.

Совместно с экспертами научно-исследовательской компании "Паллада" и музея керамики "Керамарх", а также командой волонтеров и реставраторов "Двери с помоек" Алексей Фолкард и его сотрудники отреставрировали три старинных камина, в том числе изразцовый камин на парадной лестнице, мимо которого тысячи раз ходил Сергей Довлатов. Сейчас вместе с фондом "Внимание" Алексей ведет переговоры о реставрации входных дверей в парадную лестницу дома, где находится квартира писателя.

Коммерческий успех музея говорит сам за себя — цена входного билета увеличилась с 700 до 1 080 рублей. Внимательное изучение информации из открытых источников показывает, что в России нет другого столь же успешного музея-квартиры. Для сравнения: билет в Эрмитаж стоит 500 рублей, а Музей-квартиру Иосифа Бродского — это основной конкурент Музея Довлатова — можно посетить за 900.

Успех предпринимателя Алексея Фолкарда принес ему признание со стороны бизнес-сообщества России. В 2024 году основатель Музея Довлатова стал членом жюри масштабной премии National Business Awards (NBA) — как эксперт в стратегическом планировании, оптимизации процессов и масштабировании бизнеса. Рассказу о своих методах привлечения финансирования для культурных проектов и общественных инициатив Алексей посвятил статью в журнале "Экономика и предпринимательство".

Благодаря таким представителям культурного бизнеса, как Алексей Фолкард, Санкт-Петербург остается главным городом российского внутреннего туризма. Традиционные экскурсионные формы теряют свою актуальность, все меньше людей выражают готовность платить за типовой продукт. Приезжая в Санкт-Петербург, каждый из нас рассчитывает на погружение в аутентичную среду самого необычного российского города и впечатления, которые останутся с нами надолго. Проекты Алексея Фолкарда TravеlHead и Музей Сергея Довлатова каждый по-своему дают нам такую возможность.

Автор Александр Приходько
Александр Приходько — журналист, корреспондент Правды.Ру